Новости от Tengrinews.KZ

Третий день чемпионата мира по боксу: где смотреть бои казахстанцев

Сегодня, 6 декабря, на чемпионате мира по боксу среди мужчин по версии IBA в Дубае (ОАЭ) выступят четыре представителя сборной Казахстана, передаёт Tengri Sport. В третий соревновательный день свои бои проведут: чемпион мира 2021 года среди молодёжи - Сабыржан Аккалыков, трёхкратный чемпион Казахстана - Даниял Сабит, бронзовый призёр Олимпиады-2020 - Сакен Бибосынов и серебряный призёр чемпионата мира-2021 и чемпионата Азии-2022 - Серик Темиржанов. Бои Казахстана на ЧМ-2025 по боксу: где и когда смотреть Напомним, в каждый соревновательный день на турнире проходят две сессии: в 18:00 и в 22:00 по казахстанскому времени. В первой сессии на ринг выйдет Сабыржан Аккалыков. Его поединок в весовой категории до 75 килограммов против представителя Сейшельских островов Джошуа Аарона Кузина ориентировочно начнётся в 20:45. Остальные боксёры проведут свои бои во второй сессии. Ориентировочно в 22:30 на ринг выйдут Даниял Сабит и Сакен Бибосынов. Они проведут бои против Кельвина Байта (Кения) и Катлего Кеорапеце (Ботсвана) соответственно. Завершит выступления казахстанцев Темиржанов - его бой с Цэндбаатаром Эрдэнэбатом из Монголии запланирован примерно на 00:15. В Казахстане в прямом эфире поединки покажет QArena, а также сайт телеканала. Чемпионат мира по боксу в Дубае проходит с 4 по 13 декабря. Победители соревнований получат по 300 тысяч долларов, серебряные призёры - по 150 тысяч, бронзовые - по 75 тысяч, а четвертьфиналисты - по 10 тысяч. Напомним, сборная Казахстана участвует в чемпионате мира во всех 13 весовых категориях. Вчера, 5 декабря, на турнире первые победы одержали казахстанцы: Даулет Тулемисов, Ерасыл Жакпеков и Санатали Тольтаев, А в четверг, 4 декабря, на чемпионате мира по боксу казахстанец Нурмагамед Юсупов оформил быстрый нокаут в первом раунде. Тем временем международное агентство по тестированию (ITA) объявило о наказании серебряного призера чемпионата мира и Азии казахстанца Дулата Бекбауова за нарушение процедур антидопинговой программы. Допинг-скандал Алимханулы: экс-соперник жестко прошелся по казахстанцу

Назван неожиданный фактор, увеличивающий риск инсульта на 61 процент

Пережитый в детстве развод родителей может значительно увеличить вероятность инсульта в пожилом возрасте, даже если ребёнок не сталкивался с физическим или сексуальным насилием. Выводы исследователей из Канады и США опубликованы в журнале PLOS One, передаёт TengriHealth со ссылкой на Газету.Ru. Учёные использовали данные масштабного опроса CDC - Behavioral Risk Factor Surveillance System за 2022 год. Они изучили ответы 13 205 американцев старше 65 лет из восьми штатов, где задавались дополнительные вопросы о событиях детства. Из выборки исключили всех, кто сообщал о детских эпизодах физического или сексуального насилия, чтобы изолировать влияние именно развода. Статистический анализ показал: вероятность инсульта у тех, кто столкнулся с разводом родителей, была на 61 процент выше. Этот показатель сопоставим с влиянием известных медицинских факторов риска: для диабета риск повышался на 37 процентов, для депрессии - на 76 процентов. Причём связь оказалась одинаковой для мужчин и женщин. Учёные предложили несколько возможных объяснений. Одно из главных - хронический стресс, возникающий при разводе родителей. Он может включать конфликты в семье, экономическую нестабильность и социальную изоляцию. Подобные переживания в раннем возрасте способны нарушить работу гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, которая отвечает за реакцию на стресс. Длительная её активация увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний десятилетия спустя. Инсульт остаётся одной из главных причин смерти и инвалидности. Помимо привычных факторов риска - курения, диабета, повышенного давления - учёные ёе чаще рассматривают события раннего детства. К таким неблагоприятным обстоятельствам относят насилие, пренебрежение и семейные конфликты. Однако долгое время развод объединяли с более тяжёлыми формами травм, что мешало оценить его влияние отдельно.

Военнослужащий и ребенок погибли на погранзаставе “Нарынкол“ в Алматинской области

Военнослужащий и его ребёнок погибли при пожаре на территории погранзаставы “Нарынкол“ в Алматинской области, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу погранслужбы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. "6 декабря 2025 года на территории пограничной заставы "Нарынкол" в Алматинской области произошло возгорание служебного дома. Пожар был ликвидирован силами ДЧС. В результате чрезвычайного происшествия погибли военнослужащий и его ребёнок. По данному факту начато досудебное расследование", - говорится в сообщении. Пограничная служба выражает глубокие соболезнования родным и близким погибших. Им оказывается вся необходимая помощь.

Токаев направил телеграмму президенту Финляндии по случаю Дня независимости

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев направил поздравительную телеграмму президенту Александру Стуббу по случаю Дня независимости Финляндии, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на "Акорду". В телеграмме отмечено, что Суоми неизменно демонстрирует эффективное сочетание экономического прогресса, социальной справедливости и экологической устойчивости. Глава государства подчеркнул, что недавний визит президента Финляндии в Астану придал новый импульс двусторонним отношениям и позволил достичь конкретных результатов в укреплении сотрудничества между нашими странами. Президент Казахстана пожелал Александру Стуббу успехов в его ответственной государственной деятельности, а дружественному финскому народу - благополучия и процветания.

Касым-Жомарт Токаев поздравил Садыра Жапарова с днем рождения

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел телефонный разговор с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на "Акорду". Лидеры отметили традиционно высокую динамику двустороннего взаимодействия, обсудили ход реализации достигнутых договоренностей на высшем уровне, в том числе в рамках официального визита Токаева в Кыргызстан 21-22 августа текущего года. В ходе беседы Токаев поздравил коллегу с днем рождения, пожелав ему дальнейших успехов в государственной деятельности на благо братского кыргызского народа. Глава государства подчеркнул, что высоко оценивает огромный личный вклад президента Кыргызстана в расширение многопланового сотрудничества двух стран в духе дружбы, добрососедства и взаимной поддержки.

Чемпионат мира по футболу 2026: итоги жеребьевки

В Центре имени Кеннеди (Вашингтон, США) состоялась жеребьёвка чемпионата мира по футболу 2026 года, который пройдёт в США, Канаде и Мексике, передаёт Tengri Sport. ЧМ-2026: первый в истории мундиаль из 48 команд Чемпионат мира 2026 года станет самым масштабным за всю историю турнира. Вместо привычных 32 сборных на аренах США, Канады и Мексики сыграют 48 национальных команд. На сегодняшний день известны 42 участника - хозяева турнира получили свои места автоматически. Ещё шесть путёвок разыграют весной 2026 года: четыре - в европейских стыковых матчах, две - в межконтинентальных плей-офф. Жеребьёвка: 12 групп и новая формула турнира Организаторы расширили сетку, и теперь команды распределены в 12 групп по четыре сборные. Схема выхода тоже обновилась - в 1/16 финала проходят первые два места из каждой группы плюс восемь лучших третьих команд. Группы ЧМ-2026 Группа A: Мексика, ЮАР, Корея, победитель плей-офф (путь D)Группа B: Канада, Катар, Швейцария, победитель плей-офф (путь A)Группа C: Бразилия, Марокко, Гаити, ШотландияГруппа D: США, Парагвай, Австралия, победитель плей-офф (путь C)Группа E: Германия, Курасао, Кот-д'Ивуар, ЭквадорГруппа F: Нидерланды, Япония, Тунис, победитель плей-офф (путь B)Группа G: Бельгия, Египет, Иран, Новая ЗеландияГруппа H: Испания, Кабо-Верде, Саудовская Аравия, УругвайГруппа I: Франция, Сенегал, Норвегия, победитель стыков (путь 2)Группа J: Аргентина, Алжир, Австрия, ИорданияГруппа K: Португалия, Узбекистан, Колумбия, победитель стыков (путь 1)Группа L: Англия, Хорватия, Гана, Панама Европейские пути стыков:A — Италия, Северная Ирландия, Уэльс, Босния и Герцеговина.B — Украина, Швеция, Польша, Албания.C — Турция, Румыния, Словакия, Косово.D — Дания, Северная Македония, Чехия, Ирландия. Межконтинентальные плей-офф:Путь 1 — Новая Каледония, Ямайка, ДРК Конго.Путь 2 — Боливия, Суринам, Ирак. Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от FIFA World Cup (@fifaworldcup) Матч открытия и финал турнира Турнир стартует 11 июня 2026 года на стадионе "Ацтека" в Мехико (Мексика). На поле выйдут Мексика и ЮАР. Чемпион мира станет известен 19 июля 2026 года. Решающий матч примет стадион "Метлайф" в Ист-Ратерфорде (Нью-Йорк, США). Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от FIFA World Cup (@fifaworldcup) Ранее статистический портал Opta Analyst оценил шансы мировых национальных команд на победу в чемпионате мира по футболу 2026 года. Страна с численностью населения меньше Кокшетау вышла на ЧМ-2026

Венгрия заблокировала европейский “план Б“ по финансированию Украины

Венгрия официально исключила возможность выпуска еврооблигаций для поддержки Украины. Этот шаг лишает Евросоюз потенциального "плана Б", если ему не удастся найти способ использовать замороженные российские государственные активы для финансирования кредита Киеву в размере 165 миллиардов евро. Об этом пишет Politico со ссылкой на источники в дипломатических кругах, передаёт Tengrinews.kz. 3 декабря Еврокомиссия предложила еврооблигации в качестве одного из обеспеченных активами вариантов для гарантирования пополнения бюджета Украины. Однако для увеличения госдолга за счет бюджета ЕС для поддержки Украины требуется только единогласное решение всех 27 стран-участников. Как сообщает издание, отказ Будапешта от идеи выпуска совместных облигаций на сумму 90 миллиардов евро, обеспеченных семилетним бюджетом ЕС, прозвучал всего за несколько часов до ужина канцлера Германии Фридриха Мерца и премьер-министра Бельгии Барта де Вевера в Брюсселе, на котором планировалось обсуждение кредита. По информации Bloomberg, американские власти пытаются убедить некоторые страны Евросоюза выступить против плана Еврокомиссии по использованию части замороженных российских активов для репарационного кредита Украине. По сведениям агентства, официальные лица США заявляли представителям ряда европейских стран, что эти активы необходимы для заключения мирного соглашения между Москвой и Киевом, и их нельзя использовать для продолжения войны. В конце ноября такой же аргумент выдвинул премьер-министр Бельгии, заявив, что план Евросоюза может поставить под угрозу шансы на потенциальное мирное соглашение.

“Захватили незаконно“. В Актобе жителям новостроек перекрыли проход к дороге и остановке

В Актобе жители нескольких новостроек в районе Алтын Орда из-за соседей лишились прохода к главной дороге и ближайшей остановке. Теперь людям приходится делать крюк, чтобы добраться до центра, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на КТК. Люди говорят, когда только заселились, путь к магистрали был быстрым и удобным. Тропинка к главной дороге позволяла добраться и до остановки, и до такси всего за пару минут. Однако недавно жители соседнего ЖК установили забор и перекрыли проход. "Вот этот земельный участок, даже акимат, земельный, архитектура, они подтвердили то, что они захватили незаконно. Но всё равно решения вышестоящих органов нет. Проход закрыли, который мы напрямую проходили. Со стороны акимата сказали: да, будем решать. Но уже осень прошла, уже пустые обещания", - говорит местный житель Аян Садуов. По словам жильцов, чиновники подтвердили, что по проекту в этом месте действительно должна была пройти асфальтированная дорога. Новоселы надеялись, что забор снесут. Но изменений не последовало. Теперь люди вынуждены идти в обход строительных площадок. "Мы, когда в 2023 году вызывали акимат, земельный, архитектуру, они сказали: здесь будет напрямую асфальт. Но каким-то образом изменили проект. Кто-то купил землю, кто-то продал землю. И после этого дорогу закрыли. Сейчас, в данный момент, у жильцов нет никакой возможности, чтобы пройти", - заявил Гадильбек Амантайулы. В акимате теперь утверждают обратное. Говорят: территория - частная, дорога по плану не предусмотрена, а прямой проход действительно невозможен. "Прямой проход через территорию ЖК "Байсанат" невозможен. Во-первых, потому что там находится канализационно-насосная станция. Она стоит там законно, ее возвели в рамках генплана города. Во-вторых, данный участок является частной собственностью", - пояснил заместитель руководителя отдела земельного мониторинга акимата Актобе Адилбек Шакиров. Чиновники заявляют, что предложили жильцам альтернативную дорогу. Она длиннее и менее удобная, но в ближайшее время ее обещают заасфальтировать, чтобы люди могли передвигаться безопасно.

Казахстанцев предупредили о новых уловках мошенников

Казахстанцев предупреждают о новых уловках мошенников. Теперь они представляются сотрудниками домофонной компании, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на КТК. Аферисты предлагают бесплатно заменить ключи или даже подключить функцию доступа вообще без ключа. Взамен просят продиктовать код из SMS. Известно о новой схеме стало после того, как мошенники позвонили жительнице Абайской области. Уверяли, что услуга новая и вполне официальная. Но бдительная женщина код говорить не стала. А перезвонила в офис своей домофонной службы. Там и выяснилось, такого сервиса у компании нет. Полиция призывает жителей быть предельно внимательными и не доверять подобным звонкам. Граждан просят предупредить знакомых и близких и ни в коем случае не сообщать посторонним какие-либо коды. "Злоумышленники представляются работниками домофонных служб и предлагают жителям оформить "дополнительные ключи" или "доступ по персональному коду" для подъезда. Департамент полиции области Абай призывает граждан быть бдительными: никаких подобных услуг не существует. Мошенники выманивают персональные данные и могут использовать их для противоправных действий", - сообщила начальник управления информационной политики ДП Абайской области Дина Амренова.

“11 тысяч груженых вагонов“. Железнодорожный затор образовался на юге Казахстана

На юге Казахстана на границе с Узбекистаном скопилось более 11 тысяч гружёных вагонов, из них свыше пяти тысяч — с зерном. Некоторые составы простаивают уже шестые сутки, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на 24.kz. На станции Шенгелды все приёмо-отправочные пути заполнены вагонами. Почти такая же ситуация на станциях Жылга и Дарбаза. "На нашей станции "Дарбаза" поезда не должны задерживаться, их нужно отправлять дальше. Но из-за того, что станция "Сарыагаш" не принимает составы, нам сбрасывают все поезда сюда. Мы вынуждены нанимать охрану, сами тоже следим за грузами. Среди них есть транзитные. За просрочку предусмотрены штрафы, и ответственность ложится на нас", — рассказал руководитель станции "Дарбаза" Габит Суюнов. В нацкомпании "Қазақстан темір жолы" объясняют: узбекская железная дорога в последние недели принимает поезда, идущие в направлении станции "Сарыагаш", медленно. "Медленная выгрузка, объём очень большой. Зёрна на этот год в сравнении с 2024 годом уже почти на миллион тонн больше. По общему количеству вагонов и поездов в 2024 году за 11 месяцев мы сдали на 20 процентов больше. Это хороший объём, но зерно — сезонный груз. Все стараются осенью перевезти. Узбекская дорога сейчас развивает свою инфраструктуру", — заявил директор филиала шымкентского отделения "КТЖ - грузовые перевозки" Нурдаулет Байгазиев. Чтобы ускорить движение, КТЖ выделила Узбекистану свои локомотивы. Как отмечает телеканал, в Туркестанской области строят новые железнодорожные пути. Они позволят разгрузить станцию "Сарыагаш" на 40 процентов.

Ford Mustang 5-го поколения – редкий, но вкусный жеребец на дорогах Казахстана

Дикость и необузданность делает автомобиль только интереснее. На днях мне удалось покататься на Mustang 2005-2009 годов и пообщаться с владельцем. Было много информации и приходилось конспектировать на бегу. Но главные мысли, как мне кажется, записать удалось. При подготовке материала автор также использует реальные отзывы владельцев, которые есть в открытом доступе на тематических форумах и в клубных Тelegram-каналах. Начнем с мотора Забавно, но многие считают Mustang слабым за то, что он старый, шумный и всего на 300 сил. А владелец, наоборот, сказал, что его мотор — один из лучших узлов, что есть в этой машине. Во-первых, звук. Эти "четыре-шестые" можно настроить так, что они звучат почти как старые гоночные Форды. По красоте звучания это вообще один из топовых моторов Ford. Во-вторых, надежность. Проблемы начинаются только тогда, когда люди сами косячат. Его предыдущий мотор прошел 340 тысяч км и умер только потому, что он сам поставил ГБЦ с песком внутри. Владелец говорит, что, если бы не трогал, спокойно бы прошел все 500 тысяч. При том что обслуживал он его, мягко говоря, абы как: масло менял раз в 20 тысяч, перегревы не ловил, но провоцировал. Сейчас у него стоит контрактник с пробегом 250 тысяч — и он уверен, что мотор еще 3-5 лет спокойно проездит, пока он не соберет новый. Про "всего 300 сил" Многие любят мериться цифрами, но, по словам собеседника, если с "300 сил" тебе невесело — проблема точно не в машине (и в тот день я с ним согласился). Сейчас у него стоят валы, всякие болтоны — и он ждет замера на диностенде — прогнозирует где-то 350–370 сил на колеса. Но до этого он пулял по магистралям на почти стоковом жеребце, только с холодным впуском, и ему хватало — машина отзывчивая, низов хватает, ездить интересно. К тому же этот мотор хорошо держит наддув. Он так мне и сказал: "Задушенный компрессором 4.6 всегда прикольнее, чем стоковый 5.0". Не могу знать — доверился. Фото: haiko Поверил и в то, что реально заряженных 4.6 сейчас почти нет, поэтому построенный, ухоженный старый GT встречается значительно реже, чем очередной "пятилитровый". Внешний вид За свои деньги это действительно один из самых красивых вариантов на рынке. Я бы даже сказал, что это одна из немногих машин, которая сохранила что-то от старых Mustang 66—68 годов: широкие линии, простые формы, такой "сырой" мускул-каровский стиль. Более поздние поколения типа S550 уже ушли в спорткарную историю — они стали слишком гладкие и правильные. А этот — необузданный грубиян. По обслуживанию Хозяин автомобиля утверждает, что тут все очень просто. Свечи, ремень, иногда ролики, иногда генератор. Но за три года генератор он менял уже дважды. Большие проблемы с этой машиной случаются только у тех, кто сам что-то сломал — как со свечами, которые иногда обламывают при кривых руках. Была от владельца и еще одна полезная (возможно) тру стори. Он вспоминал, что когда только учился ездить на механике, сцепление на этой машине ложилось на раз-два. "Ставишь нормальное и забудешь, что такое "не пускает в третью", — прозвучал рецепт. По ощущениям от его рассказов у меня сложилось мнение, что все обслуживание в основном сводится к маслу и редким расходникам. Даже когда машина навешана тюнингом типа валов, новой ГБЦ и всего прочего железа основная рутина все равно остается простой: раз в несколько тысяч заменить масло — и вперед. Это такой типичный "американец", который переживет даже владельца, если не издеваться над ним умышленно. Фото: haiko Есть, конечно, нюансы. И возникают они тогда, когда начинаешь вносить серьезные изменения. Например, ставишь односоставной кардан, занижаешь мотор ради более плоского капота — и геометрия может уйти так, что кардан начнет цеплять. Это история про то, когда тюнинг идет впереди расчетов. В стоке таких проблем, конечно, нет. Другие сюрпризы 5 поколения Mustang Естественно, есть нюансы, о которых меня сразу предупредили. Например, обшивка потолка — это отдельная боль. Она со временем просто отваливается. У него сейчас потолок держится на малярном скотче. Некрасиво, да, но зато отличный повод сбить цену перед покупкой. Если он уже отходит - торгуйтесь, если пока держится – все равно рано или поздно придется перетягивать. И еще одна вещь - приборка. На этих Мустангах нередко косячит указатель топлива: живет он своей жизнью, показывает рандомные значения или вообще отказывает. Бывает, что у него стрелка даже не на шкалы смотрит, а в сторону. Такая мелочь, но стоит понимать, что это распространенная болезнь. Салон в целом у этих Mustang неплохой, но кожа трескается, особенно если машина жила на жаре. Не критично, но смотреть нужно. Часто спасаются чехлами, но это прям какая-то грусть. Сам же кожа у GT-шек достаточно приятная (если еще живая). По части обслуживания Этот Mustang — почти идеальная машина для тех, кто любит покопаться самостоятельно. Под капотом все расположено так, что к большинству узлов легко подлезть. Но есть одна вещь, которая достает всех владельцев — и я уже о ней говорил — это свечи. На этих моторах они двухсоставные и могут застрять в ГБЦ так, что доставать их — настоящий ад. Поэтому перед покупкой лучше убедиться, что со свечами порядок, и двигатель выглядит в целом опрятно. Фото: haiko Еще часто можно встретить машины с уже установленным "холодным впуском". Стоит недорого, звук делает приятнее, ресурсу особо не вредит — неплохая базовая доработка. Ну и колеса — тоже важный момент. Многие хозяева перед продажей любят "дать угла", а резина при этом превращается в лысую сетку — проверяйте протектор, особенно задний. Также он отдельно подчеркнул важность проверки электрики. Ничего критичного, но в возрасте 15–20 лет здесь могут всплывать мелкие глюки: датчики, лампочки, кнопки, стеклоподъемники. Не потому что машина плохая, а потому что конь уже побегавший. Про "муки" выбора? Вот что меня больше всего зацепило — насколько очевидным для него был выбор Mustang. Он сказал так: "Это машина, которую сложно не полюбить". Она простая, доступная, но при этом живая и драйвовая. И если ее взять с головой, зная все типовые болячки, то она легко превращается в отличный, недорогой проект, который дарит эмоции на каждый день. Фото: haiko Даже если ты раньше не был фанатом Mustang, есть шанс, что он тебя зацепит. По крайней мере, по словам владельца, он ни разу не пожалел о покупке и уверен, что другой подобный вариант за эти деньги найти сложно. Про кастомизацию Здесь хочется остановиться отдельно. Это, наверное, одна из самых приятных особенностей трехклапанного Mustang — под него есть детали на любой вкус. Реально рынок огромный: оптика, элементы кузова, карбон, подвеска, салоны, даже редкие кастомные капоты, которые уже почти не выпускают. И самое крутое — все это живое, новые бренды продолжают выпускать детали именно для этого поколения. Такое чувство, что aftermarket для него сейчас даже лучше, чем когда машина была новой. Из-за этого каждый такой Mustang может быть совершенно разным. У нас на улицах чаще встречаются уставшие экземпляры — потертые, со странными бамперами и просевшей подвеской. Но когда видишь ухоженный и грамотно собранный трехклапанный GT, он реально выделяется. Честно, иногда выглядит круче, чем стоковый пятилитровый Mustang просто потому, что таких "тройвалвов" в хорошем состоянии почти не встретишь. И если вложить в него — он привлекает внимания в разы больше, чем более свежий, но обычный 5.0. В итоге Mustang GT 2005–2009 — это доступный вход в мир мускул-каров. Это простой в ремонте автомобиль, с огромным потенциалом для тюнинга и при этом очень редкий у нас, что только добавляет ему шарма. Да, он не самый быстрый по современным меркам, но ужасно веселый и очень эмоциональный автомобиль. Когда я слушал взахлёб повествующего владельца, мне стало понятно, почему его Mustang так привлекает внимание. Он говорит, что дело даже не в редких деталях, а в том, что все в этой машине можно кастомизировать в одном стиле — не будет ничего случайного и все будет в гармонии. Фото: haiko Забавно, например, что фары, которые он поставил когда-то, были суперредкими —  говорит, было, возможно, машин десять на весь интернет с такими. А сейчас наоборот: стало слишком много, и люди пишут, что они "обычные", но для него это даже скорее комплимент — раз прижились, значит смотрятся хорошо. Когда мы снова заговорили про внешний вид, он отметил, что этот кузов действительно стареет красиво. Да, есть нюансы вроде зазора в арках и некоторых спорных элементов интерьера, но сам силуэт — настоящий мускул-кар. И вот трудно мне было с ним спорить — машина действительно привлекает внимание. Позже мы немного поговорили о том, почему Mustang до сих пор так популярен. Хозяин машины считает, что выбор очевиден: за такие деньги ничего подобного по сочетанию звука, тюнинга, простоты и надежности почти нет. Да, сейчас много кто бегает за новыми турбомашинами или лезет в кредиты ради технологичных китайцев, но старый Мустанг дает живые эмоции, а еще это выбор Джона Уика. Фото: haiko И напоследок он сказал, что если кто-то собирается брать Mustang S197, то это нужно делать с настроением "взять и кайфовать". Не ждать идеального состояния, не мечтать о нулевом пробеге. Просто взять живую машину, проверить ключевые моменты, вложить немного души и денег — и она отплатит тем же. Я таких влюбленных в авто еще не встречал, честно. 4.0 двигатель Ford Cologne V6 245 Раз уж речь зашла про S197, надо сказать пару слов и про второй мотор, который ставили на эти Мустанги — про 4.0 V6 из семейства Ford Cologne. Этот двигатель нам знаком, скорее, по Ford Explorer, потому что сама линейка Cologne выпускалась еще с 60-х годов и жила до 2011-го. У него долгая история, и сам мотор — старой закалки, но с немецкими корнями. В первых двух поколениях это были классические OHV — чугунный блок, чугунные головы, никаких гидрокомпенсаторов. А вот в последнем поколении, которое ставили на Mustang, мотор стал SOHC — и вместе с этим появились свои особенности. Cologne V6 в целом надежный, но у него есть типичные болячки, о которых лучше знать, если вдруг рассматриваешь Мустанг на V6 или просто хочешь понимать, что за мотор стоит в более дешевых комплектациях. Когда Ford наконец перешел на алюминиевые головки, всплыла проблема: направляющие клапанов быстро изнашиваются. К пробегу около 200 тысяч там обычно уже люфт и голову приходится снимать. И самое неприятное — направляющие отлиты вместе с головкой, то есть просто вытащить и поменять не получится. Нужно специальное оборудование. Фото: haiko Еще одна характерная проблема — ГРМ. На ранних OHV все было просто и надёжно, там стояли либо шестерни, либо цепи, которые жили практически вечность. А вот с SOHC все посложнее. Там сразу три цепи и слабые натяжители, плюс пластиковые направляющие, которые со временем начинают крошиться. Если цепи растягиваются — появляется шум, мотор начинает работать жестче, а в запущенных случаях возможен и серьезный ремонт. Есть и другие мелочи, которые всплывают на больших пробегах: может развалиться демпфер коленвала, потечь задний сальник, могут начать чудить датчики или лопнуть трубка EGR. Гидрики тоже не любят дешевое масло — начинают подклинивать и цокать. Но в целом это все не смертельно, и если мотор живой и обслуженный, он спокойно проходит свои 250—300 тысяч километров. Производитель вообще заявлял ресурс около 200 тысяч, но по факту многие Cologne ходят дольше — как и положено старым V6. 4.6 Modular 281 3V Раз уж заговорили про двигатели, нельзя обойти стороной главную линейку V8, на которой вообще держится вся философия американских Фордов — семейство Ford Modular. Эти моторы начали делать еще в 90-м году на заводах в Ромео и Виндзоре, и с тех пор они успели побывать где только угодно: от F-150 до Mustang, Expedition и кучи других моделей. Формально их делят на две большие эпохи — Triton и Coyote. Фото: haiko Первые "модуларные" V8 появились в объеме 4.6 литра, а чуть позже вышла версия 5.4. По конструкции все максимально классическое: V8 под углом 90 градусов, блок либо чугунный (внедорожники и пикапы), либо алюминиевый (легковые). Головки — алюминий, гидрокомпенсаторы, цепной ГРМ. Были версии попроще — SOHC, с двумя или тремя клапанами на цилиндр, и более злые — DOHC с четырьмя клапанами. Трехклапанные моторы (как раз те, что ставили на Mustang GT 2005–2009) получили фазорегуляторы VCT — именно из-за них трехклапанник имеет немного своеобразный характер, но и тяги на низах у него много. А в 2010 году Ford решил всё упростить и сделал второе поколение — Coyote. Это уже знаменитый 5.0, который до сих пор ставят на Мустанги. В рамках семейства есть версии и поинтереснее: 5.2 Voodoo для GT350, 5.8 Trinity для GT500, но суть одна и та же. Новые головки, новая система фаз Ti-VCT на всех валах, никаких старых SOHC. Но архитектура Modular осталась прежней — просто доведенной до ума. Конечно, у этих моторов есть свои слабые места. У самых ранних 2-клапанных версий был пластиковый впуск, который часто трескался по охлаждающему каналу — Ford в Штатах даже менял их по гарантии. Еще была проблема со свечами: с 1996 по 2008 год резьба в головках была довольно слабой, и порой свечи просто "вышибало" наружу. У официальных дилеров это тоже считалось гарантийным случаем. Цепи ГРМ были проблему и тут — они не вечные. К пробегу около 200 тысяч обычно уже требуют внимания. Да, натяжители иногда сдавались раньше срока. Фото: haiko Также у Modular есть привычка со временем начинать "сопливить" по маслу. Сальники стареют быстро, расход масла после больших пробегов — тоже обычное дело. Но чаще всего помогает раскоксовка и замена расходников. Единственная рекомендация, которую повторяют почти все владельцы, — использовать оригинальные масляные фильтры Motorcraft. У них правильный обратный клапан благодаря которому масло не стекает обратно в поддон после остановки мотора. Что касается ресурса — официально Ford всегда писал около 200 тысяч километров. Но реальные пробеги Modular-моторов говорят другое. Эти V8 спокойно ходят и 300, и 400 тысяч. Особенно если их хотя бы иногда обслуживать. Если вкратце, модульные V8 — это настоящая "рабочая лошадь" в мире больших американских моторов, которые устанавливали в дикого коня. Все звезды сошлись, чувствуете? И если уж покупать машину для эмоций, то выбор, как мне кажется, очевиден. Ранее мы рассказывали, чем "болеют" Range Rover Evoque и Toyota Camry XV50.

Ирландия начала расследование пролёта дронов во время визита Зеленского

Правоохранители Ирландии приступили к расследованию инцидента с пролётом дронов в запретную зону во время визита президента Украины Владимира Зеленского в Дублин, передаёт Tengrinews.kz. Как пишет The Journal, расследование началось после официального обращения Сил обороны страны. Его ведёт Специальное детективное подразделение, отвечающее за внутреннюю безопасность государства, контртерроризм и другие угрозы, включая шпионаж. Отмечается, что представители подразделения планируют взаимодействовать с международными партнёрами в ходе расследования. Премьер-министр Ирландии Михал Мартин заверил журналистов, что безопасность визита Зеленского была обеспечена на высоком уровне, однако в последнее время дроны всё чаще появляются в воздушном пространстве Европы. "Скоро мы проведём заседание Национального совета по безопасности и, естественно, мы учтём все эти вопросы, — сказал он. — Я не хочу слишком подробно комментировать вопросы безопасности, но достаточно сказать, что мы проведём анализ, и часть этого анализа будет касаться, в том числе, возможностей реагирования на проблему дронов". Премьер отметил, что Ирландия будет сотрудничать и обмениваться опытом с другими странами ЕС, чтобы изучить, как они справляются с подобными ситуациями. На вопрос журналистов о возможной причастности России к инциденту Мартин ответил, что не будет делать никаких заявлений до "проведения полного анализа". Ранее сообщалось, что четыре неизвестных дрона летели в направлении траектории полета самолета с президентом Украины, нарушив запрет на полеты. Инцидент произошел вечером в понедельник, когда Зеленский отправился в Ирландию. Другие подробности читайте в материале.

“Били, отбирали еду“: казахстанка пожалела, что оставила сына одного в больнице

Мать 10-летнего мальчика с инвалидностью из Актобе заявила, что её сына на протяжении нескольких дней избивали и запугивали другие пациенты в детской больнице, передаёт корреспондент Tengrinews.kz. Медики факт избиения отрицают, полиция начала проверку. Аксана Уразбекова, мама школьника, рассказала, что её сын регулярно проходит лечение в отделении неврологии многопрофильной областной детской больницы. Обычно она находится рядом с мальчиком, однако в этот раз оставила его одного. "Мы частые пациенты отделения. Моего сына здесь прекрасно знают — и врачи, и заведующий. В этот раз из-за болезни дочки я оставила его одного. Врачи успокоили, сказали, что он спокойный, самостоятельный. Я даже подумать не могла, что что-то случится", — говорит Аксана Уразбекова. По её словам, уже на следующий день она заметила изменения в поведении ребёнка. "Сын толком не шёл со мной на контакт. Хотя он очень разговорчивый, открытый, говорун. Я сразу стала спрашивать: "Тебя кто-то обидел?" Он начал отнекиваться, но я чувствую, что-то не то. Подолгу не отвечал на звонки. Меня это тоже насторожило. Потом спросила: "Сколько у тебя осталось воды?" Он говорит: "У меня ничего нет". Я удивилась. Он неохотно сказал, что делится с другими детьми", — говорит мама 10-летнего мальчика. 1 декабря, утверждает мать, мальчик всё же рассказал о произошедшем. Он признался, что, начиная с 28 ноября и по 1 декабря, его били в палате другие пациенты. "Мой ребёнок получал физические побои. На нём отрабатывали удары и приёмы борьбы. У него под давлением отбирали еду и напитки. Четверо суток мой ребёнок практически не ел. Он был под таким психологическим давлением, что боялся сказать, потому что ему угрожали расправой. Он говорит: "Я начал плакать, орать, выбежал в коридор, просил помощи, но никто не обратил внимания", — заявляет Уразбекова. Женщина утверждает, что избивал её сына один несовершеннолетний. А двое других, по её словам, оказывали на него давление. "Самый младший в палате был мой сын. Старшему пациенту 16 лет. Из троих был один 12-летний. Он отрабатывал на нём удары, бил по голове, пинал ногами. Они его обзывали, оскорбляли. Бил один, а издевались, давили, отбирали еду и напитки, заставляли отдавать его мобильный и использовать интернет — втроём", — говорит мать мальчика. По её словам, у сына появились синяки, боли в животе и руках, усилились симптомы внутричерепной гипертензии. Она также утверждает, что клинический психолог подтвердил наличие психологической травмы. Уразбекова отметила, что уже подала заявление в полицию и три дня ждёт направления на судмедэкспертизу для фиксации побоев. Позиция больницы В многопрофильной детской больнице подтверждают, что конфликт между детьми действительно был, но заявляют, что до рукоприкладства дело не доходило. "Дети, находящиеся в отделении на стационарном лечении в возрасте 10, 11, 12 лет, вечером вступили в спор, когда играли в мобильную игру. Услышав шум, медсестра вошла в палату. Увидев ситуацию, она расселила детей по разным палатам", — прокомментировала ситуацию педиатр-кардиолог многопрофильной детской больницы Актюбинской области Алима Ботбаева. В стационаре заявляют, что видимых следов побоев у ребёнка тогда не зафиксировали. Что сообщили в полиции Заявление от матери поступило, и по фактам, изложенным в нём, проводится проверка. Судебно-медицинская экспертиза на момент публикации материала ещё не назначена. Уразбекова просит госорганы взять дело под контроль и обеспечить объективное расследование.

Ни проехать ни пройти. Жители СКО жалуются на многолетнее бездорожье

Выбраться из грязи никак не могут жители села Новомихайловка Мамлютского района Северо-Казахстанской области. Добраться до ближайшего города или вернуться домой — испытание для них, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на Almaty.tv. Так, дорога до центра села — всего чуть больше километра — превращается в настоящую полосу препятствий. "Машины ломаются. Вот я сейчас попытался доехать до работы, застрял. Выбил себе фары. Одна фара сейчас стоит как минимум 15-20 тысяч. Для моей зарплаты это накладно. Это не жить, это практически выживать надо", — возмутился один из жителей населённого пункта. Выбраться из села можно только по объездному пути, и то только на высокопроходимой технике. Одна из жительниц рассказала, что иногда остаётся на работе ночевать, потому что до дома просто невозможно добраться. "Когда дожди, не хочу домой идти. Заведующей говорю, что подожду, и ночую на работе. Из-за того, что я домой еле иду, вот так. По такой грязи невыносимо ходить уже", — сказала она. Два года назад жителей обнадёжили сообщением о начале ремонта внутрипоселковых дорог. Подрядная компания завезла щебень, но работы не продвинулись ни на метр. "В 2023 году нам аким района сказала: "Сделайте ПСД (проектно-сметную документацию — прим.) за счет ТОО". Мы сделали ПСД, оплатили почти 2,5 миллиона тенге по договору. Заключили с подрядчиком договор. И в итоге уже в течение 2,5 лет никаких движений нет", — рассказала другая жительница. В пути застревают не только легковые авто, но и спецтехника, а также машины пожарной службы и скорой помощи. "Чтобы везти детей в больницу, нам нужно ехать по объездному грейдеру. Дети в школу не хотят идти по грязи. Падают, возвращаются домой", — пожаловалась ещё одна сельчанка. В акимате Мамлютского района сообщили, что на ремонт улиц в Новомихайловке выделяли 50 миллионов тенге. Но деньги пришлось вернуть в областной бюджет, пояснила аким Мамлютского района Елена Степаненко. "Договор двухгодичный, должны были начать в этом году, а закончить в 2026 году. Он (подрядчик — прим.) завёз инертный материал, к работам не приступал. Соответственно, деньги ему не были проплачены. Предпримем все меры для того, чтобы хотя бы продолжить ремонт в соответствии с договорными обязательствами", - сказала она. Как отмечается в материале, сдержат ли власти очередное обещание, пока неясно. Тем временем сельчанам приходится и дальше преодолевать последствия многолетнего бездорожья, каждый день сталкиваясь с трудностями на пути к работе, в школу или к врачу. Напомним, ранее жители сёл Актюбинской области обратились к местным властям с просьбой запустить общественный транспорт. Подробности читайте в материале.

В Атырау задержали подростков, подозреваемых в осквернении кладбища

Полицейские нашли и задержали троих подростков, подозреваемых в осквернении кладбища в Атырау, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на "Мой Город". В материале приводится информация пресс-службы департамента полиции Атырауской области. Сообщается, что по факту повреждения могил вблизи села Еркинкала полиция начала досудебное расследование. "Подозреваемых установили и задержали. В результате доставлены в отдел полиции трое подозреваемых. Они являются несовершеннолетними, и их допрос проводится в присутствии законных представителей", — указывается в материале. В настоящее время выполняются все предусмотренные законом следственные действия, заверили в ведомстве. Несовершеннолетние будут поставлены на учет в органы внутренних дел, а материалы по делу — направлены в комиссию по делам несовершеннолетних. В ходе расследования будет решаться вопрос привлечения родителей правонарушителей к ответственности, сообщили в департаменте. Напомним, в Атырау полицейские вели поиски вандалов, которые осквернили кладбище. Они разломали надгробные камни, разрушили оградки, вырвали металлические полумесяцы и воткнули их в землю. Повреждения увидел местный житель, приехавший на могилу умершего родственника. Он и вызвал сотрудников полиции. Ранее жители Петропавловска были в ужасе от увиденного на новом городском кладбище. Посетив могилы своих родных, они обнаружили разбитые на куски мраморные памятники, надгробия и вазоны. Полиция проверила факт повреждения надгробий. “Грузили памятники и оградки“: видео с кладбища в Алматы взбудоражило соцсети

Автобус и экскаватор столкнулись вблизи Астаны, есть пострадавшие

В Акмолинской области на автодороге Астана — Кабанбай батыр — Темиртау произошло дорожно-транспортное происшествие с участием пассажирского автобуса "Ивеко" и экскаватора. В результате аварии несколько человек получили травмы. Число пострадавших и их состояние уточняются, передаёт Tengrinews.kz. Об этом в пятницу, 5 декабря, сообщили в пресс-службе департамента полиции и ДЧС Акмолинской области. Указывается, что ДТП случилось между сёлами Кабанбай батыра и Кызылжар. "По предварительным данным, водитель пассажирского автобуса марки "Ивеко" допустил столкновение с движущимся впереди экскаватором. В настоящее время на месте ДТП работают сотрудники полиции и департамента по чрезвычайным ситуациям", — говорится в сообщении полиции. По информации ДЧС, из-за столкновения водителя автобуса зажало в кабине, после удара загорелся экскаватор. Фото пресс-службы ДЧС Акмолинской области С помощью гидравлического оборудования спасатели аккуратно деблокировали водителя и передали его бригаде скорой медицинской помощи. Мужчину и пострадавших пассажиров доставили в больницы. Возгорание экскаватора пожарные ликвидировали. Фото пресс-службы ДЧС Акмолинской области "Жертв нет", — пояснили в ДЧС. Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Aqmola Tjd (@112aqmola) По факту ДТП правоохранители возбудили уголовное дело. Полиция проводит комплекс следственных мероприятий по установлению обстоятельств аварии и причин произошедшего. Напомним, накануне в Астане произошло смертельное ДТП. По предварительным данным, водитель микроавтобуса, не справившись с управлением, въехал в стоявший маршрутный автобус. В результате ДТП водитель микроавтобуса скончался на месте, двух пострадавших доставили в больницу.

“Барыс“ совершил волевой камбэк и победил “Спартак“ в матче КХЛ

Астанинский "Барыс" обыграл московский "Спартак" в регулярном чемпионате Континентальной хоккейной лиги, передаёт Tengri Sport со ссылкой на Vesti.kz. Основное время встречи в Астане завершилось со счётом 3:3, а в овертайме победу вырвали хозяева — 4:3. При этом астанчане по ходу игры уступали 1:3, но добились волевой победы. Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Хоккейный клуб «Барыс» (@barys_official) У "Барыса" шайбы забросили Ансар Шайхмедденов (6-я минута), Райли Уолш (30-я), Джейк Масси (33-я) и Майкл Веккионе (63-я). Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Хоккейный клуб «Барыс» (@barys_official) В составе гостей отличились Павел Порядин (9-я), Данил Пивчулин (14-я) и Лукас Локхарт (24-я). "Спартак" с 40 очками занимает шестое место в таблице Западной конференции, тогда как "Барыс" с 29 очками располагается на девятой позиции на "Востоке". Следующую игру в КХЛ "Барыс" проведёт дома 7 декабря с новосибирской "Сибирью". Семью шайбами завершился матч “Барыса“ против лидера КХЛ Подписывайся на нас в соцсетях: Telegram и Instagram. Присоединяйся и получай самые важные новости!

Трассы в нескольких областях Казахстана закрыли из-за непогоды

Вечером в пятницу в ряде областей Казахстана временно закрыли несколько участков автомобильных дорог для всех или отдельных видов транспорта из-за ухудшения погодных условий, передаёт Tengri Auto. Об этом сообщила пресс-служба "КазАвтоЖола" в Telegram-канале. По её данным, в Кызылординской области с 18:00 введено ограничение движения для всех видов транспорта на дороге граница РФ — Мартук — Актобе — Карабутак — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — граница КНР от 1760 до 2000 километра на участке от посёлка Шаган до посёлка Жанакорган. Кроме того, в регионе с 21:00 закрыт участок этой трассы от 1474 до 2000 километра от посёлка Айтеке би до посёлка Жанакорган. Ориентировочное время открытия трассы — 07:00 субботы. В Акмолинской области с 19:00 приняты аналогичные меры для грузового и общественного транспорта на дороге Астана — Караганда — Алматы от 30 до 92 километра от ПВП Жибек Жолы до границы Карагандинской области. В Карагандинской области — от 92 до 164 километра от границы Акмолинской области до ПВП Темиртау. Предполагаемое время открытия движения — 09:00 субботы. В области Абай с 20:00 ограничено движение для грузового и общественного транспорта на дороге граница КНР — Майкапшагай — с обходом Зайсан — Калбатау — Семей — Павлодар — граница РФ от 587 до 910 километра на участке от границы Павлодарской области до села Калбатау. В Павлодарской области с 20:00 такие же ограничения действуют на этой дороге от 427 до 587 километра на участке от села Кенжеколь до границы области Абай. Ожидаемое время открытия дороги — 09:00 субботы. “КазАвтоЖол“ открыл обновлённую трассу к Курчатову Китайские автомобили стремительно завоевывают рынок Казахстана! Планируете купить? Сначала прочитайте это! Узнайте больше о китайских автомобилях.

КУИС МВД об Ирсали Ахмедове: “Сообщения про изнасилование – провокация“

В КУИС прокомментировали информацию, распространяемую в отношении и. о. начальника департамента уголовно-исполнительной системы (УИС) Астаны Ирсали Ахмедова, передаёт Tengrinews.kz. Ранее в некоторых источниках появились сведения о том, что Ахмедов попал под подозрение по делу об изнасиловании. Сообщалось, что он якобы изнасиловал сотрудницу, которая после "написала заявление". Редакция Tengrinews.kz обратилась за комментариями в пресс-службу КУИС МВД. В ведомстве сообщили, что распространяемая информация является заведомо ложной и носит характер клеветы. По официальным данным, с целью защиты чести и достоинства исполняющий обязанности руководителя ДУИС Ирсали Ахмедов подал официальное заявление в полицию о клевете и распространении ложных сведений. "Публикация не содержит ни одного факта, подтверждающего изложенные обвинения, и расценивается как целенаправленная провокация. Комитет УИС предупреждает, что лица, распространяющие подобные материалы, будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан", - говорится в сообщении пресс-службы КУИС МВД. В ведомстве призвали граждан и СМИ пользоваться достоверной информацией и не поддаваться манипуляциям. Что известно об Ирсали Ахмедове Он окончил Южно-Казахстанский государственный университет имени Ауезова. В разные годы работал инспектором отдела разведывательно-поисковой работы Специального управления оперативной службы ДБЭКП по ЮКО (Туркестанская область). После получил должность инспектора управления финансовой полиции по Сайрамскому региону ДБЭКП по ЮКО. Также работал старшим инспектором группы розыска контрольно-методического отдела организации оперативно-розыскной деятельности Специального управления ДБЭКП по ЮКО. В 2009 году был уволен по собственному желанию. В 2010 году работал старшим инспектором по особо важным делам группы кадровой работы Специального управления оперативной службы ДБЭКП по Мангистауской области. Затем стал начальником отдела разведывательно-поисковой работы СУОС ДБЭКП по Мангистауской области. После Ахмедов снова вернулся на юг Казахстана, став инспектором управления кадровой работы ДВД Южно-Казахстанской области. В 2013 году перешел на службу в департамент собственной безопасности МВД. Также работал старшим оперуполномоченным по особо важным делам группы выявления правонарушений и оперативного реагирования управления собственной безопасности ДВД Астаны. Затем стал начальником управления собственной безопасности ДВД на транспорте, а после возглавил управления собственной безопасности Комитета уголовно-исполнительной системы МВД. В 2023 году работал старшим оперуполномоченным по особо важным делам управления по борьбе с особо опасными преступлениями департамента по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел. Затем стал старшим оперуполномоченный по особо важным делам группы по противодействию финансирования второго управления департамента по борьбе с организованной преступностью МВД. В мае 2024 года Ирсали Ахмедов стал заместителем начальника департамента УИС по городу Астана КУИС МВД. С октября 2025 года Ирсали Ахмедов исполняет обязанности начальника департамента УИС Астаны КУИС МВД.

Меры поддержки машиностроительной отрасли рассмотрели на Координационном совете СМК

5 декабря 2025 года под председательством первого заместителя премьер-министра Республики Казахстан Романа Скляра прошло очередное заседание Координационного совета. Сообщается, что в работе заседания приняли участие члены Координационного совета Союза машиностроителей Казахстана – председатель Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК Альберт Рау, вице-министр промышленности и строительства Олжас Сапарбеков, председатель совета директоров АО "Группа компаний "Аллюр" Андрей Лаврентьев, руководители холдинга "Байтерек" и фонда "Самрук-Қазына", национальных компаний и ведущих отечественных предприятий. Какие вопросы обсуждали В ходе заседания рассмотрены системные вопросы развития машиностроительной отрасли, в том числе ход реализации Комплексного плана по развитию машиностроения на 2024-2028 годы и итоги проделанной работы Союза машиностроителей Казахстана за текущий год. Открывая заседание, Роман Скляр отметил, что правительство реализует меры по поддержке отечественного машиностроения, увеличению производственных показателей и повышению роли отрасли в структуре обрабатывающей промышленности. "Важно не только разрабатывать меры поддержки, но и слышать проблемы предприятий, выявлять барьеры и оценивать эффективность принятых решений – только так можно обеспечить движение вперед. Уверен, что сегодняшнее заседание будет результативным, а выработанные предложения позволят усилить развитие отрасли и создать благоприятные условия для реализации промышленных проектов", - подчеркнул первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр. Показатели и динамика машиностроения По данным Бюро национальной статистики, за 10 месяцев 2025 года объем производства в машиностроении составил 4,3 триллиона тенге, индекс физического объема – 111,5 процента к аналогичному периоду прошлого года. Доля машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности достигла 18 процентов. Объем инвестиций в основной капитал отрасли увеличился до 211,7 миллиарда тенге против 189 миллиардов тенге годом ранее. Положительный рост зафиксирован во всех сегментах. Наиболее динамичные показатели отмечены в производстве компьютеров, электронного и оптического оборудования (+50 процентов), электрического оборудования (+17 процентов) и машиностроения общего назначения (+16 процентов). При этом сохраняется высокая доля импорта: на продукцию машиностроения приходится 19,9 миллиарда долларов, что соответствует 43 процентам от общего объема импорта страны. Это подтверждает значительный потенциал для роста отечественного производства. Приоритеты, обозначенные в Послании Президента Приветствуя участников заседания, председатель Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев акцентировал внимание на приоритетах обрабатывающей промышленности, которые были обозначены Главой государства в Послании народу Казахстана. Для их своевременной и качественной реализации, обеспечения новых точек роста он подчеркнул важность применения современных подходов и тесного взаимодействия государственных органов и бизнеса. "В сентябрьском Послании народу Казахстана Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев особо отметил важность развития обрабатывающей промышленности. В целом машиностроение, как наукоемкая, сложная и передовая отрасль, является одним из ключевых драйверов индустриального развития страны. Отрасль формирует мультипликативный эффект для смежных отраслей экономики, а ее продукция отличается высокой добавленной стоимостью. Именно поэтому, Парламент в рамках установок Главы государства последовательно создаёт систему поддержки отрасли", – сказал председатель Палаты. Он подробно остановился на работе Палаты в этом направлении, уделив особое внимание подготовленному сенаторами совместно с Союзом машиностроителей Казахстана проекту закона, направленного на поддержку машиностроения. Документ охватывает важнейшие меры по развитию автомобильной промышленности, созданию отраслевых кластеров, развитию СЭЗ и индустриальных зон, а также дуального образования. Какие меры уже реализованы и что изменилось за год Председатель правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев доложил об исполнении поручений Главы государства, озвученных в Посланиях народу Казахстана в 2023-2024 годах. По его словам, совместно с правительством и Парламентом за последний год приняты ключевые законодательные изменения для развития обрабатывающей промышленности. Среди них — исключение закупа нестандартизированных товаров через биржи, утверждение программ развития внутристрановой ценности и заключения офтейк-контрактов, введение нормы по отсрочке уплаты НДС до 1 года на импортируемые материалы комплектующие, не производимые в стране, а также включение 300 процентов налоговых вычетов на НИОКР. Как сообщается, ряд предложений, данных по итогам заседания Координационного совета от 20 декабря 2024 года, поддержан правительством и реализован в форме нормативных изменений и новых инструментов финансирования. "В числе ключевых результатов – продление применения метода зачета НДС с 1 января 2025 года, законодательно закреплены механизмы разработки и реализации программ развития внутристрановой ценности и заключения офтейк-контрактов. Совместно с МПС РК прорабатываются предложения по внесению изменений в Правила определения и применения встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности". Увеличен порог возмещения затрат на международную сертификацию с 3 до 15 тысяч МРП. Введен запрет на ввоз "серых" транспортных средств в РК через страны ЕАЭС", - отметил Мейрам Пшембаев. Роботизация и цифровизация Отдельное внимание, по данным СМК, уделено вопросам ускоренного внедрения промышленных роботов и цифровизации производства. Плотность роботизации в Казахстане сегодня составляет 9 промышленных роботов на 10 тысяч работников обрабатывающей промышленности при среднемировом показателе 162 и более 1000 – в странах-лидерах, таких как Южная Корея. В этой связи предложено разработать отдельный документ государственного планирования по роботизации отраслей экономики и внедрить механизмы прямого финансирования предприятий для внедрения робототехнических комплексов. В ходе заседания генеральный директор АО "Алматинский завод тяжелого машиностроения" Есет Дуйсенов, председатель совета директоров ГК "Alageum Electric" Еркебулан Ильясов и генеральный директор ТОО "QSM Resources" Роман Абенов затронули вопросы обеспечения предприятий отечественным сырьем, закрепления обязательств по утверждению программ внутристрановой ценности и ведения Реестра казахстанских товаропроизводителей. В 2026 году Союз машиностроителей Казахстана продолжит реализацию Комплексного плана по развитию отрасли и работу по импортозамещению, продвижение профильного законопроекта, развитие международного сотрудничества, а также активизацию инициатив по внедрению промышленной роботизации. Ключевые выводы Координационного совета Подводя итоги заседания, Роман Скляр подчеркнул важность скоординированной работы государства и бизнеса для устойчивого роста отрасли и реализации поставленных задач. "Сегодня мы рассмотрели важные вопросы, которые напрямую влияют на динамику развития машиностроения. Хочу отметить конструктивность обсуждения и поблагодарить всех участников за высказанные предложения. Для нас принципиально важно, чтобы диалог между государством и бизнесом оставался открытым и нацеленным на реальные результаты. Только так мы сможем обеспечить дальнейший рост отрасли и укрепить её позиции в структуре национальной экономики", - резюмировал председатель Координационного совета Роман Скляр. Все предложения членов Координационного совета будут отражены в протоколе совета и представлены профильным ведомствам для дальнейшего рассмотрения и принятия решений. Фото: пресс-служба Сената Парламента Республики Казахстан.

Страницы