В регионах Казахстана закрывают участки дорог из-за ухудшения погодных условий, передаёт Tengri Auto.
По данным "КазАвтоЖол", ограничения вводят в Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях, а также в области Абай.
Какие дороги закрыты
13 декабря в связи с ухудшением погодных условий ввели ограничение движения для всех видов автотранспорта на следующих участках автодорог:
Алматы – Талдыкорган – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница РФ 1104-1191 километр – село Глубокое – город Шемонаиха;
Усть-Каменогорск – Алтай – Улкен Нарын – Катон-Карагай – Рахмановские ключи 6-166 километр – село Ушановское – город Алтай.
Ориентировочное время открытия дороги 14 декабря в 06:00.
Также 12 декабря в Карагандинской области было введено ограничение движения для всех видов автотранспорта на участке автодороги Астана – Караганда – Алматы 2005-2152 километр – граница Карагандинской области – село Бурылбайтал.
Эту дорогу обещают открыть ориентировочно 13 декабря в 20:00.
В области Абай в 17:30 вводят ограничение для всех видов транспорта на участке автодороги "Граница КНР-Майкапшагай-с обходом Зайсан-Калбатау-Семей-Павлодар-граница РФ" 756-910 километр - город Семей-село Калбатау.
Ориентировочное время открытия дороги - 14 декабря в 06:00.
По данным синоптиков, в ВКО 13 декабря объявлено штормовое предупреждение, ожидаются снег, метель, гололёд. В Жамбылской области сильный снег, низовая метель.
Ранее 19 человек застряли в снежном заносе на закрытом участке автодороги в Кордайском районе Жамбылской области. Их эвакуировали прибывшие на место спасатели.
Китайские автомобили стремительно завоевывают рынок Казахстана! Планируете купить? Сначала прочитайте это! Узнайте больше о китайских автомобилях.
В Костанае водитель автомобиля наехал на 68-летнюю женщину, когда та переходила дорогу по пешеходному переходу. От полученных травм женщина скончалась. Информацию корреспонденту Tengrinews.kz подтвердили в пресс-службе департамента полиции Костанайской области.
Наезд на жительницу Костаная попал на видео, которое распространилось в соцсетях. Судя по кадрам, водитель автобуса, чей видеорегистратор заснял трагедию, остановился и пропустил женщину на пешеходном переходе, после чего легковой автомобиль сбил переходившую дорогу пенсионерку.
Как сообщили в полиции, по факту наезда на пешехода, произошедшего днём 12 декабря в городе Костанае, полиция возбудила уголовное дело. Подозреваемый был задержан и водворен в изолятор временного содержания (ИВС).
"Установлено, что водитель автомобиля ВАЗ-2114, двигаясь по проспекту К.Батыра, совершил наезд на 68-летнюю женщину, которая переходила проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. От полученных травм она скончалась на месте происшествия", – добавили в полиции.
Досудебное расследование ведётся по статье "Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека". Проводятся необходимые следственные действия, устанавливаются все обстоятельства трагедии.
Ранее в Алматы задержан водитель автобуса, который сбил девушку на пешеходном переходе. Как показали камеры видеонаблюдения из салона, водитель общественного транспорта отвлекался на телефон во время движения.
Один из интернет-спутников Starlink компании SpaceX едва избежал опасного сближения на орбите, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на Space.
Сообщается, что инцидент произошёл после запуска девяти космических аппаратов на борту китайской ракеты Kinetica-1, с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби.
По данным SpaceX, один из выведенных спутников прошёл на опасно близком расстоянии — всего 200 метров — от аппарата STARLINK-6079 (56120) на высоте 560 километров.
"Насколько нам известно, никакой координации или предотвращения сближений с уже работающими в космосе спутниками проведено не было. Большая часть рисков при работе в космосе связана с отсутствием координации между операторами спутников — и это должно измениться", — заявил вице-президент SpaceX по инженерным разработкам Starlink Майкл Николс.
Напомним, ранее сообщалось, что ракета SpaceX вывела на орбиту пятый южнокорейский спутник-шпион
Независимый судмедэксперт Тахир Халимназаров будет допрошен в суде по делу о смерти 32-летней Айзат Джумановой, которую, по версии следствия, зверски убил её супруг, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
Вчера, 12 декабря, в Талдыкоргане состоялось очередное заседание суда, во время которого стало известно, что судмедэксперт Тахир Халимназаров будет допрошен на следующем заседании.
Об этом сообщил блогер Кайрат Абдрахман на своей странице в социальной сети, отметив, что показания специалиста могут стать важной частью судебного разбирательства, за которым внимательно следит общественность.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от ТАЛДЫКОРГАНЕЦ. Кайрат Абдрахман (@taldykorganec.insta_)
Что произошло
Трагедия в Аксуском районе случилась 22 июня этого года. Согласно данным досудебного расследования, жительница села Баласаз Айзат Джуманова была доставлена в больницу Талдыкоргана с тяжёлыми травмами, где в реанимации позднее зарегистрировали её кончину. Однако родные Айзат считают, что она была уже мертва, когда её привезли.
Они ранее заявили, что между супругами произошёл конфликт, после чего мужчину обвинили в многочасовом избиении женщины. Потерпевшую, по их словам, били с особой жестокостью на глазах у двухлетней дочери.
Судмедэкспертиза зафиксировала тяжёлые травмы: закрытую черепно-мозговую травму, отёк мозга, переломы основания черепа, конечностей и таза, а также следы волочения по грубой поверхности. Родные утверждают, что женщину связали арканом и волокли по степи.
“Связали и волокли по степи“: шокирующее дело об убийстве жены в Жетысу поступило в суд
Муж Айзат заявил ранее, что она "выпала из окна, делая селфи". Однако её близкие считают, что молодая женщина подверглась пыткам, а затем преступление пытались скрыть.
Телефонный разговор стал последним из-за вспышки ревности: муж Айзат не признает вину
Изначально полицейские начали расследование по статье 106 части 3 УК "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности", но позднее действия подозреваемого мужчины переквалифицировали на часть 1 статьи 99 "Убийство".
Обвиняемый в убийстве Айзат Джумановой пытался покончить с собой в машине
Аким Мангистауской области Нурдаулет Килыбай ознакомился с деятельностью морской рыбоводческой фермы, расположенной в акватории Каспийского моря в 20 километрах от порта Курык, сообщили в областном акимате.
По данным ведомства, проект реализуется в рамках поручений Главы государства по диверсификации агропромышленного комплекса и развитию аквакультуры. В соответствии с планом в этот день в сетчатые садки было выпущено 6 000 килограммов, или около 30 000 единиц мальков форели. Ранее оператор проекта уже осуществил выпуск 30 тысяч мальков в морские садки.
В ходе рабочей поездки глава региона отметил, что морская аквакультура в Казахстане развивается впервые, и данный проект имеет стратегическое значение для Мангистауской области.
"Это первый опыт морского рыбоводства в Казахстане. Проект открывает новые возможности для развития экономики региона, способствует диверсификации агропромышленного комплекса, созданию новых рабочих мест и формированию современного высокотехнологичного сектора", – подчеркнул Нурдаулет Килыбай.
Как отмечают в акимате, ферма является одним из первых крупных объектов, введённых в эксплуатацию в текущем году. В акватории Среднего Каспия установлены норвежские сетчатые садки диаметром 120 метров и глубиной 25 метров. Чистая вода Каспийского моря, стабильные природные течения и благоприятные экологические условия создают уникальные возможности для разведения форели.
Работы по зарыблению фермы осуществляются поэтапно. В целом до конца года планируется выпустить в сетчатые садки до 20 тонн форели. Согласно планам, в 2026 году объём производства достигнет 300 тонн, а к 2029 году – до 5 000 тонн в год.
В этот же день в Актау аким Мангистауской области торжественно вручил ключи от 20 современных автобусов, приобретённых за счёт средств местного бюджета.
Автобусы оснащены кондиционерами, мощными системами отопления, камерами видеонаблюдения и комфортными сиденьями. Вместимость каждого автобуса составляет 39+1 мест. По данным акимата, новая техника отличается высокой манёвренностью и надёжностью. Согласно плану, автобусы выйдут на постоянные маршруты уже с нового года и будут использоваться для перевозки работников предприятия.
Глава региона поздравил с обновлением автопарка и отметил, что новая техника будет способствовать повышению производительности труда, а также обеспечению комфортной и безопасной перевозки сотрудников.
Фото: пресс-служба акима Мангистауской области
Сегодня, 13 декабря, на чемпионате мира по боксу среди мужчин по версии IBA в Дубае (ОАЭ) четыре представителя сборной Казахстана проведут финальные поединки, передаёт Tengri Sport.
В последний соревновательный день свои бои проведут: бронзовый призёр Олимпиады-2020 – Сакен Бибосынов, серебряный призёр чемпионата Азии, бронзовый призёр Кубка Странджа-2025 – Оразбек Асылкулов, трёхкратный бронзовый призёр чемпионатов мира (2017, 2019 и 2021 год) Абылайхан Жусупов и чемпион мира 2021 года среди молодёжи – Сабыржан Аккалыков.
Бои сборной Казахстана на ЧМ-2025 по боксу: где и когда смотреть
до 54 килограммов: Сакен Бибосынов – Вячеслав Рогозин (Россия);до 57 килограммов: Оразбек Асылкулов – Хусравхон Рахимов (Таджикистан);до 71 килограмма: Абылайхан Жусупов – Сергей Колденков (Россия);до 75 килограммов: Сабыржан Аккалыков – Исмаил Мутцолгов (Россия).
Бои начнутся в 18:00. В Казахстане в прямом эфире поединки покажет QArena, а также сайт телеканала.
Напомним: чемпионат мира по боксу в Дубае проходит с 4 по 13 декабря. Победители соревнований получат по 300 тысяч долларов, серебряные призёры – по 150 тысяч, бронзовые – по 75 тысяч, а четвертьфиналисты - по 10 тысяч долларов.
Сборная Казахстана участвует в чемпионате во всех 13 весовых категориях. Отметим, что сборная на этом турнире выступает без своих лидеров – чемпионов мира по версии World Boxing. На турнире в Дубае Казахстан претендует на четыре золота и уже завоевал две бронзы.
Сколько боксёров из Казахстана вышли в финал чемпионата мира в Дубае
В Акмолинской, Абайской и Восточно-Казахстанкой областях введены ограничения движения на отдельных участках автодорог из-за ухудшения погодных условий, передаёт Tengri Auto со ссылкой на "КазАвтоЖол".
Акмолинская область
С 10:40 действует ограничение движения для всех видов транспорта на участке республиканской трассы Астана – Шидерты – Павлодар – Успенка – граница Российской Федерации (пункт пропуска Косак), километры 16-200 (Астана – граница Павлодарской области, километр 184) из-за мокрого снега, дождя и гололёда.
С 11:30 в связи с ухудшением погодных условий для всех видов автотранспорта введено ограничение скорости с 140 километров в час на 100 километров в час на участке автодороги республиканского значения KАZ02 Астана – Кокшетау (с Обходом) – Петропавловск – граница Российской Федерации (пункт пропуска Жана Жол), километры 19-231.
С 12:30 введено ограничение скорости с 80 километров час на 60 километров в час на участке автодороге республиканского значения: KAZ 01 "Астана-Караганды-Алматы, километр 30-92 ( поселок Жибек - Жолы - станция Анар).
Абайская область
С 7:30 утра ограничено движение всех видов автотранспорта на участке трассы граница Китайской Народной Республики – Майкапшагай – с обходом Зайсан – Калбатау – Семей – Павлодар – граница Российской Федерации, километры 756-906, участок Семей – Калбатау.
Ориентировочное время открытия дороги — 13 часов.
Восточно-Казахстанкая область
Усть-Каменогорск – Семей, километры 10-103 (село Герасимовка – граница области Абай).
Ориентировочное время открытия – 14 декабря 2025 года в 06:00.
Читайте также: Опасный ветер и резкое похолодание в Казахстане: подробный прогноз на неделю
Синоптики представили прогноз погоды в Казахстане на 14-19 декабря. В большинстве областей ожидаются снегопады, метели, туман и усиление ветра. Температура воздуха будет понижаться по всей стране, передаёт Tengrinews.kz.
Акмолинская область
С 14 декабря в регионе начнутся обильные осадки. Ночью на западе, севере и юге ожидается снег с метелью, днём — продолжение снегопада, местами интенсивного. 15 декабря возможен гололёд, а на севере и востоке — сильный снег. Погодная ситуация сохранится до конца периода: почти ежедневно — снег, метель, низовая метель и ухудшение видимости.
Туманы прогнозируются 17–19 декабря на западе, юге и востоке. Ветер юго-западный, затем западный 9–14 метров в секунду, однако в отдельные часы порывы достигнут 23–28 метров в секунду, а временами — 30 метров в секунду и выше.
Температура воздуха будет постепенно снижаться. Ночью — от 5–10 мороза до 20–25 мороза, 19 декабря — около 17–25 мороза в разных районах. Днём — понижение от небольшого минуса и слабого плюса до 15–20 мороза.
Алматинская область
На севере и юге области 14 декабря ожидаются дождь и снег, на дорогах – гололёд. В горных районах — снег и низовая метель. С 15 декабря усилятся снегопады, местами сильные, особенно в горах. Гололёд сохранится весь период.
Ветер юго-восточный с переходом на северо-западный 9–14 метров в секунду. На севере и юге порывы достигнут 20 метров в секунду, отдельные усиления до 23–28 метров в секунду возможны 15 и 18 декабря.
Температура ночью изменится от 0–5 до 10–18 мороза на севере и в горах. Днём — от 3–8 тепла до 10–15 мороза. Колебания будут значительными из-за прохождения нескольких фронтов.
Область Жетысу
Ночью 14 декабря на западе, севере, юге и в горных районах ожидается снег, метель и гололёд, днём — осадки различного типа. Местами снег будет сильным. 15 декабря интенсивные снегопады пройдут на севере, востоке и в горах. Такая же ситуация повторится 17–19 декабря.
Ветер юго-восточный, переходящий на северо-западный. В горных районах — до 20 метров в секунду, местами 23–28 метров в секунду. На дорогах ожидается гололедица.
Температура ночью 0–5 мороза, в центре и горах — около 10. Далее — снижение до 10–13 мороза, затем небольшое повышение. Днём значения варьируются от плюсовых до 10 мороза.
Туркестанская область
В регионе 14 декабря ночью прогнозируются осадки: дождь, мокрый снег, гололёд. На юге и в горах — сильные осадки. 15 декабря — снег, метель, гололёд. В горах — мощные снегопады. 17–18 декабря в южной части сохраняются интенсивные осадки.
Ветер юго-западный с переходом на северо-восточный 9–14 метров в секунду. На юге и в горных районах порывы усилятся до 20 метров в секунду, 14–15 декабря — до 28 метров в секунду.
Температура ночью от 0–5 тепла до 12 мороза, днём — от 7–12 тепла до 8 мороза. Перепады значительные из-за смешанных осадков.
Западно-Казахстанская область
14 декабря прогнозируется сильный снег на севере и востоке. Снег и метель сохранятся до 17 декабря. 18–19 декабря ожидается туман. Ветер сменит направление с северо-западного на юго-западный, порывы — до 30 метров в секунду. На юге 14 декабря возможны усиления более 30 метров в секунду.
Температура ночью — от 5–10 до 15–20 мороза, к концу периода — повышение до 10–15 мороза. Днём — от 5–15 мороза, затем постепенное повышение.
Атырауская область
Снегопады ожидаются почти ежедневно. 14 декабря на севере пройдёт сильный снег, местами метель и гололёд. Ветер северо-западный, позже юго-западный. Порывы — до 28–30 метров в секунду.
Температура ночью понизится до 12–17 мороза, затем повысится до 5–10 мороза. Днём — от 9 мороза до слабого плюса.
Мангистауская область
14 декабря ночью прогнозируется снег, на севере и востоке — сильный. Днём — смешанные осадки, гололёд. С 15 по 17 декабря сохранятся осадки. 18–19 декабря туман усложнит видимость.
Ветер северо-западный, переходящий на юго-восточный. Порывы — до 28–30 метров в секунду. На дорогах возможна гололедица.
Температура ночью — от 2–7 до 7–12 мороза, в конце периода — до 5–10 мороза. Днём — от слабого плюса до 5 тепла.
Актюбинская область
В регионе ожидается сложная погода: снег, метель, гололёд, усиление ветра. 14 декабря — сильный снег на западе и севере. Ветер местами до 30 метров в секунду. Ночью температура опустится до 18–23 мороза, днём — до 20 мороза. К концу периода — небольшое потепление.
Костанайская область
Снег и метель будут наблюдаться в течение всего периода. 14 декабря — сильный снег в нескольких районах. 18–19 декабря на юге — туман. Ветер усилится до 30 метров в секунду.
Температура ночью понизится до 20–25 мороза, днём — до 20 мороза. К концу периода — потепление до 7–12 мороза.
Северо-Казахстанская область
Жителей области ожидают ежедневные снегопады. 15 декабря — сильный снег на севере и востоке. Ветер — 23–30 метров в секунду. Туман — 18–19 декабря.
Температура ночью до 20–25 мороза, днём — до 20 мороза. Ближе к 19 декабря — повышение до 10–15 мороза.
Павлодарская область
14 декабря снегопады пройдут на юге и востоке. 15 декабря утром ожидается сильный снег на севере и востоке. Снег, метель и гололёд сохранятся до конца периода.
Ветер 15 декабря местами усилится до 30 метров в секунду. Ночью температура понизится до 20–25 мороза. Днём — от слабого тепла до 18 мороза.
Карагандинская область
В регионе ожидаются осадки, метель, гололёд. 15 декабря — сильный снег. 14 и 16–19 декабря — туман на севере, востоке и западе. Ветер усилится до 30 метров в секунду.
Температура ночью снизится до 25–28 мороза на востоке, днём — до 21 мороза. Затем — постепенное повышение.
Область Улытау
14 декабря на западе и севере — сильные осадки. Далее — ежедневный снег и метель. 17–19 декабря — туман. Ветер порывами до 30 метров в секунду.
Температура ночью — до 23–26 мороза, днём — до 15 мороза.
Восточно-Казахстанская область
В регионе ожидаются сложные погодные условия: снег, метель, гололёд. 15 и 19 декабря — сильные осадки. 16 декабря — сильный снег местами. Ветер — до 28 метров в секунду. На западе, севере и востоке — частые туманы.
Температура ночью — от 5–9 до 20–23 мороза, днём — до 18 мороза.
Область Абай
С 14 декабря в области ожидаются снегопады, метели и гололёд. 15 декабря — сильные осадки. Ветер усилится до 28 метров в секунду. Туман прогнозируется в северной и восточной части.
Температура ночью снизится до 20 мороза, днём — до 15 мороза.
Кызылординская область
14 декабря ожидаются сильные осадки на западе и севере, низовая метель, гололёд. 15–16 декабря сохранятся снег и метель. 17–19 декабря — туман в центре и на севере.
Температура ночью от 0–5 до 10–15 мороза, днём — от слабого тепла до 10 мороза.
Жамбылская область
В регионе прогнозируются осадки, гололёд и метель. В горах — частые сильные снегопады. 17–18 декабря — интенсивные осадки. Порывы ветра — до 28 метров в секунду.
Температура ночью — от 0–5 до 10–15 мороза, днём — от 5–10 тепла до 5 мороза.
Многие замечали: будильник поставлен, например, на 6:30 утра, но глаза открываются за несколько минут до звонка — без звуков и внешних сигналов. Как оказалось, это не совпадение, а работа биологических часов человека, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на Science Alert.
Как работает внутренний "будильник"
За режим сна и бодрствования отвечает особая структура в мозге — супрахиазматическое ядро, которое называют "главными часами" организма. Оно координирует циркадные ритмы, связанные с 24-часовым циклом, и регулирует сон, температуру тела, чувство голода и пищеварение.
Циркадный ритм у каждого человека индивидуален, поэтому одни легко встают рано и засыпают вечером ("жаворонки"), а другие предпочитают поздний отход ко сну и подъём ближе к утру ("совы"). Регулярный режим сна, питания и физической активности помогает внутренним часам "обучаться" и заранее подготавливать организм к пробуждению.
По словам специалистов, за некоторое время до привычного подъёма в организме снижается уровень мелатонина — гормона сна, повышается температура тела и начинает расти уровень кортизола. Этот процесс называют "кортизоловой реакцией пробуждения": он помогает организму плавно перейти от сна к бодрствованию ещё до сигнала будильника.
Когда раннее пробуждение — тревожный сигнал
Если человек регулярно просыпается чуть раньше будильника и чувствует себя отдохнувшим, это говорит о хорошо настроенном циркадном ритме. Однако ранние пробуждения с ощущением усталости могут указывать на плохое качество сна или сбой режима.
Учёные отмечают, что нерегулярный график сна способен нарушать внутренние ритмы, вызывая сонливость и снижение концентрации. В таких случаях организм вынужден полагаться на будильник, который может разбудить в глубокой фазе сна, вызывая так называемую "сонную инерцию".
Что предлагают учёные
Специалисты советуют для здорового пробуждения придерживаться стабильного режима сна с продолжительностью 7–8 часов, избегать кофеина и тяжёлой пищи перед сном, отказаться от экранов в вечернее время и обеспечивать доступ естественного утреннего света. По их словам, способность просыпаться без будильника — один из признаков того, что организм хорошо отдохнул, а биологические часы работают правильно.
Ранее ученые назвали неожиданный фактор, влияющий на качество сна
Subaru — марка, с которой у меня всегда довольно понятные ожидания. Это машины не про попытки угнаться за европейцами в премиальности. Subaru делает автомобили для людей, которым важнее техника и предсказуемость в любых условиях. И когда я впервые запустил двигатель своего первого Subaru, я сразу почувствовал, что над машиной работали инженеры.
При подготовке материала автор также использует реальные отзывы владельцев, которые есть в открытом доступе на тематических форумах и в клубных Тelegram-каналах.
Кузов Lancaster’а был разработан полностью с нуля, и это ощущается. Ничего похожего на предыдущие поколения: платформа новая, кузов переработан полностью, подвеска — другая. Инженеры явно ставили задачу сделать максимально управляемый универсал, и по тому, как машина реагирует на руль и держит траекторию, понятно, что они этого добились. Для универсала с полным приводом поведение на дороге чрезмерно точное. Он не валится, не прыгает по колее, а когда едешь по трассе, чувствуешь запас под педалью.
Внешность обновили сильно, но без попытки выделяться из потока. Линии у этого автомобиля аккуратные, пропорции ровные — ничего лишнего. Японцы сами говорили, что долго считали свой дизайн слабым местом, и теперь они явно постарались сделать машину взрослее и увереннее, не перегружая её новыми элементами. Габариты от предшественника практически не изменились, и это логично — увеличение размеров повлекло бы потерю той управляемости, ради которой вообще затевалась старая-новая платформа.
Фото: kot-brn
Багажник в Lancaster’а огромный и удобный. Мне понравилось, что он почти полностью прямоугольный: нет лишних выступов, арки не торчат, и пространство используется до краев. Это результат новой компоновки задней подвески — инженеры её упростили и сделали компактнее, благодаря чему багажник стал именно таким. Для универсала это большое преимущество: можно без страданий возить габаритные грузы и целую кучу корзинок дачных фруктов и овощей.
Под капотом
Классический для Subaru оппозитный двигатель — у меня был идеально настроенный. Мотор работал очень ровно, вибраций — ноль, звук приглушённый, а отклик на газ — резвый. На небольших оборотах двигатель тянет спокойно, и даже при динамичном разгоне чувствуется, что машина не ленится.
Полный привод — фирменный симметричный, с распределением 50 на 50 между передней и задней осями. На автомате есть небольшой уклон назад, и это делает поведение более понятным на скользкой поверхности — этим Subaru всегда отличались. Особенно это ощущается зимой или на мокром асфальте. Машина держится цепко и не пугает неожиданными реакциями.
Фото: kot-brn
Есть и версия со системой VDC. Это более продвинутая электронная стабилизация. Вариант с VDC распределяет момент 35 на 65 в пользу задней оси, и автомобиль становится приятнее в поворотах. Он легче меняет траекторию, реагирует на газ более живо. При этом система постоянно следит, чтобы не было лишнего сноса. Вмешательство происходит мягко — не чувствуешь, что электроника борется с тобой, скорее, ощущается, что она просто подстраховывает в моменты, когда нужно.
Салон
Внутри автомобиль не пытается выглядеть премиальным, но выполнен по-японски — аккуратно. Пластик качественный, кнопки нажимаются чётко, климат работает хорошо. Сиденья, кстати, в Lancaster’е весьма удобные и обеспечивали правильную посадку — не слишком высокая, но с хорошим обзором. Задние пассажиры всегда сидели чуть выше. Внутри всё продумано без излишеств, и, честно говоря, такой подход мне ближе, чем попытки имитировать премиум дешёвыми декоративными вставками.
Внутри Lancaster достаточно простой. Салон аскетичный, но материалы качественные, и даже спустя 10 и более лет при хорошем уходе машина выглядит очень прилично. На версиях 3.0 японцы старались больше, но не сильно.
Outdoor
Если говорить про Outback, то это логичное продолжение Legacy для тех, кто чаще съезжает с асфальта. Машина высокая, с увеличенным клиренсом, на более цепких шинах и с защитным пластиком по периметру. По сути, это тот же универсал, но более приспособленный к плохим дорогам, и именно в таком виде он особенно полезен в наших широтах. С нашими грунтовками, подъёмами в горы, просёлками и зимней колеей — Outback и Lancaster работают как магний Б6-премиум.
Фото: kot-brn
Но что мне нравится по-настоящему — мой Lancaster в первую очередь всегда оставался дорожной машиной. Subaru не пытались сделать из него полноценный внедорожник, и это правильный подход. Универсал, который отлично ездит по трассе, но при необходимости спокойно проходит грязь, снег или укатанную колею — этого большинству водителей хватает с головой. И ты не жертвуешь управляемостью и расходом топлива ради возможностей, которыми будешь пользоваться пару раз в год.
Legacy и Outback не стремились быть массовыми, но таковыми стали. Это редкие экземпляры тех машин, которые предлагали технику, а не обложку. И именно за это я уважаю Subaru: они честно делают автомобили в правильном понимании смысла этого слова.
Legacy Lancaster или Outback
Subaru Outback и Subaru Lancaster на первый взгляд кажутся одним и тем же автомобилем — оба универсалы повышенной проходимости, оба построены на одной платформе, оба с идеологией Subaru. Но когда начинаешь разбираться глубже, и тем более, когда садишься за руль каждой версии, становится понятно, что это две совершенно разные машины по ощущениям. Если коротко — это как сравнивать американца и японца.
Фото: kot-brn
Lancaster, который в других странах чаще знают как Outback, выпускался в кузове BH с 1999 года. В 2001-м ему сделали лёгкий рестайлинг, а в 2003 году производство для Японии закончилось. В США его продавали дольше — вплоть до 2005-го. Индекс кузова простой: BH под автомобили с мотором EJ25 и BHE под трехлитровую версию с мотором EZ30.
Основных двигателей всего два — 2.5 и 3.0 (были другие, но не у нас). Тот что на 2.5 литра (EJ25) даёт 167 лошадиных сил. Машина с ним едет отлично — при условии, что это Lancaster. Трёхлитровый EZ30 — это уже другой характер: 220 сил, намного более уверенная тяга на всех оборотах и в целом совершенно иная динамика. После версии 3.0 возвращаться на 2.5 действительно тяжело, но при одном условии. Если вы пересаживаетесь с Lancaster 3.0 на Lancaster 2.5 — будет больно. Если вы пересаживаетесь с 3.0 Outback в 2.5 Lancaster — вы будете благодарить бога, что такая возможность выпала. Настолько они разные.
Коробки на обеих версиях четырехступенчатые автоматы, но это, по сут, две разные трансмиссии — TV и TZ. Если нужен "настоящий" субаровский полный привод, тот самый, который работает честно и предсказуемо в любых условиях, то стоит смотреть в сторону механики или автомата типа TV. На трехлитровых BHE TV ставили всегда, а вот на 2.5 такая трансмиссия встречалась как опция и сегодня попадается крайне редко. Зато если такой вариант нашёлся — это почти идеальный BH по полному приводу. Машину можно вывесить по диагонали, и она всё равно поедет, не буксуя вхолостую и не требуя танцев с бубном.
С TV по умолчанию идёт система VDC — фирменная антизаносная электроника Subaru. Она не душит автомобиль, как это бывает у некоторых брендов, а аккуратно подправляет его в неожиданных ситуациях. На льду или мокрой глине разница особенно заметна.
Фото: kot-brn
Есть важный момент, о котором многие забывают: автоматы TZ и TV — адаптивные. Они подстраиваются под стиль езды. Если долго ездили спокойно, коробка "засыпает", переключает передачи мягко и рано, и машина кажется ленивой. Но стоит пару раз резко нажать газ в пол, дать ей несколько быстрых разгонов — характер меняется. Появляется более резкий отклик, коробка начинает держать передачи дольше, автомобиль становится другим.
Так Outback или Lancaster?
Если сказать проще — это история про то, что японцы себя любят больше: Lancaster имеет комплектации богаче, ощущается в салоне приятнее, радовал магнитолами McIntosh и удобными рулями Momo с деревянными вставками с завода. Даже руль на Lancaster’е крутится мизинцем, а запущенный двигатель объёмом 2.5 ты иногда пытаешься запустить ещё раз — настолько тихие у него холостые, когда он исправен. Впервые я не буду извиняться перед субаристами за своё мнение: я бы ни за какие деньги не пересел после Lancaster в деревянный, топорный и американский Outback.
Ходовая часть
У BH она одна из лучших у Subaru тех лет. Машина собрана очень правильно: она не кренится в поворотах, не раскачивается, но при этом остается достаточно мягкой. Особенно хорошо это ощущается на длинных волнах и стыках — подвеска работает предсказуемо и не раздражает. При загрузке багажника до 400 килограммов поведение меняется несущественно, и это заслуга задних амортизаторов особой конструкции.
Их называют системой антикрен — это амортизаторы, которые одновременно работают и как элемент подвески, и как компонент, удерживающий заднюю часть автомобиля от просадки. На Lancaster и Outback они стояли после 2001 года — в Европе и Японии, а на американских — только в версии LL Bean, начиная с 2003-го. Вещь очень полезная, но есть нюанс: стоимость пары амортизаторов может доходить до 1100 долларов, и это стоит учитывать перед покупкой.
Два главных двигателя
EJ254 — это один из самых распространённых моторов для японских универсалов тех лет. Его ставили с конца 90-х по середину 2000-х, и чаще всего он встречается на Legacy третьего поколения, но точно так же попадался на Forester и Outback. Для своего времени двигатель был довольно интересным: именно он одним из первых получил фирменную систему изменения фаз газораспределения AVCS, из-за чего стал заметно эластичнее на низких оборотах и спокойнее в обычной городской езде.
Сам по себе EJ254 — часть большой семьи EJ25, куда входят и другие версии: EJ25D, EJ251, EJ253, EJ255, EJ257. Различий между ними много, но общий характер оппозитного мотора у всех одинаковый: хорошая тяга внизу, ровная работа, приятная эластичность и довольно мягкая звуковая картина. На ходу этот двигатель обычно ощущается спокойным, без резких всплесков и нервных реакций. Он выдает адекватную для своего времени динамику и хорошо сочетается с четырёхступенчатым автоматом — именно под такую связку его и проектировали.
Фото: kot-brn
Но если говорить честно, слабые места у EJ254 есть, и они знакомы почти каждому, кто владел автомобилями Subaru тех лет. Чаще всего владельцы жалуются на расход масла. Это можно назвать фирменной особенностью поколения — моторы любят "подъедать". Но сам по себе масложор — лишь часть проблемы. Чаще всего расход масла растёт из-за того, что двигатель начинает терять смазку через сальники и прокладки. В оппозитах много мест, где со временем появляются течи, и если за ними не следить, уровень падает значительно быстрее, чем ты ожидаешь.
Когда такие течи запускают, риск куда серьёзнее: если уровень масла сильно упадёт, вкладыши может просто провернуть. Для EJ-серии это не редкость, и после такой поломки мотор обычно требует капитального ремонта или замены.
Второй крупный недостаток — перегрев. Система охлаждения у EJ254 не самая удачная, особенно если радиатор забит, термостат старый или помпа уже подходит к концу. На этих моторах перегрев развивается быстрее, чем у обычных рядных двигателей, просто из-за компоновки и тепловых режимов оппозитника. И если его допустить хотя бы один раз, последствия могут быть неприятными: блок начинает "вести", появляются деформации, а вместе с этим — известный многим владельцам стук четвертого цилиндра. Это та самая проблема, с которой сталкивались тысячи людей по всему миру — характерный металлический звук на холодном моторе, который чаще всего говорит о последствиях термических деформаций.
В целом EJ254 можно назвать неплохим, надёжным мотором, если за ним следить. Он спокойно ходит большие пробеги, не боится нагрузок, нормально переносит город, трассу и долгие поездки. Но требовательность к обслуживанию у него есть. Это мотор, который нужно регулярно проверять на течи, вовремя менять масло и следить за температурой. Тогда он служит долго и без сюрпризов. Если же забивать на простые вещи вроде состояния сальников или радиатора — проблемы не заставят себя ждать.
3 литра
3.0-литровый двигатель Subaru EZ30D — это первый шестицилиндровый оппозитник нового (тогда) поколения, который японцы начали ставить на Legacy Lancaster и Outback третьего поколения. Выпускали его недолго, всего с 2000 по 2004 год, а потом он уступил место обновленной версии EZ30R. По конструкции EZ30D был очень необычным для своего времени: компактный шестицилиндровый мотор, сделанный так, чтобы влезать в те же места, где стояли четырёхцилиндровые EJ-серии. Это позволило Subaru поставить более мощный двигатель, не жертвуя компоновкой и балансом машины.
На дороге EZ30D ощущается совершенно иначе, чем любые 2.0 или 2.5 EJ. Он работает намного мягче, проще тянет на низах и сохраняет ровную тягу почти на всем диапазоне оборотов. Машина с таким двигателем едет спокойно, уверенно и почти всегда с запасом. Даже если Legacy или Outback загружены пассажирами и багажом, трёхлитровый мотор не заставляет нервничать при обгонах и не требует раскручивать двигатель до предела. По динамике это действительно шаг вперед относительно младших версий, и именно поэтому многие, попробовав EZ30D, уже не хотят возвращаться к EJ25.
Фото: kot-brn
Но при всех плюсах у двигателя есть особенности, о которых важно знать. Первое — расход топлива. Это не экономичная версия и не пытается ей быть: в городе машина с EZ30D может спокойно просить 13–14 литров, а иногда и больше, если ездить активно или в пробках. На трассе всё значительно лучше: шестицилиндровый оппозит работает спокойно, расход может падать до 7.5–8 литров, и это действительно честные цифры. В смешанном цикле обычно выходит около десяти литров, что для трёхлитрового атмосферника вполне нормальный показатель.
Вторая особенность — масло. Как и большинство оппозитников, EZ30D склонен к небольшому расходу масла, особенно на пробегах выше 150-170 тысяч километров. Со временем расход может расти, и это нормально для мотора с таким возрастом. Но помимо "естественного" масложора, есть и течи — сальники, прокладки, соединения. И если вовремя не следить за уровнем, последствия могут быть неприятными. Трехлитровый мотор работает горячее четырехцилиндровых EJ, поэтому к смазке он более требовательный.
Отдельный момент — перегрев. EZ30D очень плохо переносит высокую температуру. Система охлаждения у этих моторов не самая надёжная, и если радиатор забился, помпа устала или термостат работает нестабильно, перегрев может случиться быстро. Игнорировать его нельзя: перегрев для EZ30D почти всегда заканчивается деформациями металла и дорогим ремонтом. Поэтому у таких двигателей состояние охлаждающей системы — одна из главных вещей, на которую нужно смотреть при покупке.
Есть ещё один нюанс: двигатель очень чувствителен к качеству масла. Использование неподходящей или откровенно дешёвой смазки быстро убивает натяжитель цепи ГРМ. А это уже серьезная и дорогостоящая работа, так как цепная часть у EZ-серии сложная по конструкции.
И, пожалуй, главный практический минус EZ30D — это не сам мотор, а сервис. Найти хороший сервис, где действительно понимают оппозитные шестицилиндровые двигатели, бывает сложно. Простые мастерские, которые привыкли работать с обычными рядными моторами, часто совершают ошибки. Поэтому владельцы таких машин либо ищут узкоспециализированных мастеров, либо делают часть работ сами, либо идут по пути контрактных двигателей, если родной приходит к концу.
В целом EZ30D — мотор интересный, ровный и приятный в езде, особенно если сравнивать его с младшими версиями. Он тянет уверенно, звучит тихо, не требует выкручивать себя до красной зоны и делает Lancaster или Outback значительно более спокойными на трассе. Но этот двигатель требует внимательного отношения: следить за охлаждением, маслом и, по возможности, обслуживаться у людей, которые понимают шестициллиндровые оппозитники. При правильном уходе он способен ходить огромные пробеги и радовать динамикой, но халатность он не прощает.
Мой вывод
Outback — это только левый руль, а покупая настоящие винтажные часы Seiko я бы хотел, чтобы дата была указана иероглифами.
Ранее мы рассказывали, чем "болеют" Toyota Camry XV50 и Ford Mustang 5-го поколения.
Спецпосланник президента США Дональда Трампа Стивен Уиткофф, а также зять и советник Трампа Джаред Кушнер встретятся с европейскими лидерами и президентом Украины Владимиром Зеленским на предстоящих выходных в Берлине. Когда именно начнутся встречи, не уточняется, но 14 и 15 декабря Уиткофф, как ожидается, проведёт переговоры с представителями Германии, Франции и Великобритании, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на Deutsche Welle.
Об этом накануне сообщила газета The Wall Street Journal (WSJ), в материале приводится информация источника, знакомого с ситуацией. Представитель Белого дома вскоре подтвердил эту информацию агентству AFP.
Помимо Зеленского, с Уиткоффом встретятся канцлер ФРГ Фридрих Мерц, президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министр Великобритании Кир Стармер, а также другие представители этих стран, занимающиеся мирными переговорами по Украине.
Первоначально европейские лидеры надеялись организовать на выходных встречу с президентом США. СМИ писали, что она пройдёт 13 декабря в Париже, но в этот день, как сообщила польская радиостанция RMF со ссылкой на источник в Елисейском дворце, такое мероприятие в столице Франции не запланировано.
На этой неделе представитель Белого дома Кэролайн Ливитт, комментируя направленное США приглашение на встречу в столице Германии, говорила, что Белый дом отправит своего представителя только в том случае, если "появится реальный шанс подписать мирное соглашение" и будет ощущение, что "эти встречи стоят потраченного времени".
"Ему (Трампу — прим.) надоели встречи только ради встреч. Он больше не хочет разговоров, он хочет действий, хочет прекращения этой войны. Только за последние пару недель администрация США потратила более 30 часов на встречи с россиянами, украинцами и европейцами и разговоры с ними", — отметила Ливитт.
Сам Трамп незадолго до этого заявил, что в его телефонном разговоре с Мерцем, Макроном и Стармером 10 декабря, который тоже касался темы прекращения войны в Украине, звучали "резкие слова".
Отвечая на вопрос об участии США в анонсированной встрече, он заявил, что решение будет зависеть от результатов переговоров, и подчеркнул, что не хочет тратить время зря.
Офис канцлера Германии анонсировал встречу с президентом Украины 15 декабря — в тот же день, когда, по данным WSJ, Уиткофф будет проводить переговоры с представителями европейских стран. Мерц и Зеленский обсудят экономические вопросы и мирные переговоры.
Вечером к обсуждениям присоединятся многочисленные главы европейских государств и правительств, а также высокопоставленные представители ЕС и НАТО, сообщалось на сайте главы немецкого правительства.
Президент США Дональд Трамп сообщил, что премьер-министры Таиланда и Камбоджи Анутхин Чанвиракун и Хун Манет договорились прекратить все боевые действия, передаёт Tengrinews.kz.
Об этом американский лидер написал на своей странице в соцсети Truth Social.
По его словам, в пятницу, 12 декабря, у него состоялся "очень хороший разговор" с ними относительно возобновления их давнего конфликта.
"Они согласились прекратить все боевые действия с сегодняшнего вечера и вернуться к первоначальному мирному соглашению, заключённому при моём участии и их при поддержке великого премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима", — пояснил Трамп.
Глава Белого дома считает, что дорожная мина, которая убила и ранила множество тайских солдат, была случайностью, однако Таиланд всё же "сильно ответил".
Обе страны готовы к миру и продолжению торговли с Соединёнными Штатами, подчеркнул он.
"Для меня честь работать с Анутхином и Хуном над разрешением ситуации, которая могла перерасти в крупную войну между двумя в остальном замечательными и процветающими странами! Также хочу поблагодарить премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима за помощь в этом очень важном вопросе", - добавил Трамп.
Напомним, мирное соглашение между сторонами было подписано в Малайзии в октябре. Президент США Дональд Трамп, председательствовавший на церемонии, выступил посредником, в частности, пригрозив не заключать торговые соглашения ни с одной из стран, если они откажутся.
Однако напряженность нарастала на протяжении нескольких недель, включая взрыв мины в ноябре, в результате которого пострадали четыре таиландских солдата.
После этого взрыва Таиланд приостановил всю работу над мирным соглашением и обвинил Камбоджу в нарушении совместной декларации, заложив новые мины. Камбоджа категорически отрицает это обвинение.
Ранее в Министерстве иностранных дел Казахстана прокомментировали боестолкновения на границе Таиланда и Камбоджи.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе встречи с российским коллегой Владимиром Путиным обсудил двустороннее взаимодействие между двумя странами, а также всеобъемлющие усилия по достижению мира в Украине, передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на "Анадолу".
Агентство приводит в материале информацию Управления по связям при Администрации президента Турции.
Согласно сообщению, переговоры состоялись в пятницу, 12 декабря, на полях Международного форума мира и доверия, проходившего в Ашхабаде, столице Туркменистана.
"Президент Эрдоган заявил, что усилия, направленные на завершение украинско-российской войны путем установления справедливого и прочного мира, имеют большую ценность, а также выразил убежденность в возможности достижения прогресса в сферах, представляющих практическую выгоду для обеих сторон, отметив, что полезным могло бы стать введение ограниченного режима прекращения огня, в первую очередь, в отношении энергетических объектов и портов", — говорится в материале.
Эрдоган отметил, что Турция внимательно следит за переговорным процессом, направленным на прекращение войны, и в этом контексте могла бы принимать переговоры во всех форматах.
Поясняется, что собеседники подробно рассматривали все вопросы, в том числе заморозку российских активов со стороны Европейского союза.
Кроме того, стороны обсудили последнюю ситуацию в Палестине и Сирии, а также мирный процесс на Южном Кавказе.
Напомним, что ранее Эрдоган призвал к возобновлению переговоров между Москвой и Киевом в Стамбуле, а также к расширению их тематики.
В одном из кафе посёлка Мойынты Шетского района Карагандинской области взорвался газовый баллон, после этого вспыхнул пожар. По предварительным данным, пострадали девять человек, передаёт Tengrinews.kz.
По информации пресс-службы МЧС, в настоящее время пострадавших госпитализируют в ближайшие медицинские учреждения.
"На момент прибытия первых подразделений наблюдалось открытое и интенсивное горение кафе по всей площади", — сообщили в министерстве.
Причины и обстоятельства происшествия устанавливаются, добавили в ведомстве.
Местные жители прислали корреспонденту Tengrinews.kz кадры с места происшествия. На видео видно, что огонь охватил всё помещение, пламя поднялось на несколько метров. По их словам, при пожаре погиб один человек. Официального подтверждения этой информации пока нет.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от NEWS Karaganda-Ulytau (@newskor.krg)
Очевидцы также добавили, что пожарные не сразу смогли добраться до Мойынты. В самом посёлке нет пожарного депо, а ближайшая пожарная часть расположена примерно в 150 километрах, утверждают жители.
Ранее в Уральске загорелась квартира в пятиэтажном доме на улице Циолковского. Во время тушения пожара на балконе случился мощный взрыв — этот момент попал на видео.
“Пожарный-терминатор“ из видео со взрывом в Уральске обратился к казахстанцам
Напомним, накануне в Алматинском районе Астаны произошёл взрыв в тандырной. Сообщалось, что пострадали четыре человека.
Кровь на асфальте и выбитые окна: фоторепортаж с места взрыва в Астане
Едва отзвучали последние фразы переговоров с президентом Ирана Масудом Пезешкианом, как борт №1 снова поднялся в воздух. Маршрут Президента Казахстана лежал на юг — в Туркменистан, куда в этот день стекались лидеры, редко собирающиеся без повода. Беломраморный Ашхабад на день стал площадкой для разговоров о мире, который давно утратил чёткие цвета. Корреспондент Tengrinews.kz наблюдал за ними изнутри.
Туркменистан отмечал 30-летие своего постоянного нейтралитета — статуса, который здесь превратили в государственную философию. В честь юбилея устроили большой международный форум: под своды местных дворцов съехались Путин и Эрдоган, Мирзиёев и Рахмон, Жапаров, Шариф…
Токаев спустился по трапу, у подножия которого уже стояли дети в белых туркменских национальных нарядах.
"Hoş geldiňiz, Prezident myrza!" — выкрикнули они хором.
По длинной белой дорожке Касым-Жомарт Токаев направился к не менее белому зданию, где его ждал Гурбангулы Бердымухамедов.
Политики присели в белые, а может, и бежевые кресла — в этом здании оттенки настолько близки, что разобраться можно только при дневном свете. Токаев сразу дал понять, что тема форума ему близка и важна.
"Я с большим желанием откликнулся на приглашение высшего руководства Туркменистана прибыть сюда для участия в таком очень важном мероприятии. Повестка дня, которая была предложена нам, более чем актуальная в условиях нынешнего неспокойного, непредсказуемого мира"...
Гурбангулы Бердымухамедов в ответ оценил "приём на высоком уровне", который оказали совсем недавно в Астане Сердару Бердымухамедову. И передал наилучшие пожелания "братскому казахскому народу".
Белый кортеж двинулся в город по проспекту Нейтралитета.
По ослепительному — в прямом смысле — проспекту.
Дорога была настолько чистой, что отражала свет фонарей. А фасады некоторых зданий сверкали всеми возможными цветами. Настолько, что депутату Жанбыршину, пожалуй, пришлось бы отдельно объяснять: в Ашхабаде подсветка — это просто подсветка, и ничего больше.
В белоснежно-стеклянном отеле "Огузкент" Токаева ожидал Бердымухамедов-младший. В переговорной обстановка будто бы заметно теплее, но это уже эффект красных ковров и массивного камина, у которого сидели президенты.
А над огнём две статуэтки: жеребёнок ахалтекинской лошади и смотрящий на него щенок алабая.
"Я благодарен вам за приглашение посетить прекрасный город Ашхабад. Каждый раз, когда мы бываем здесь, я ощущаю атмосферу гостеприимства, братства, дружбы.
У меня нет никаких сомнений в том, что завтрашний форум достигнет поставленных целей и станет очень важным событием в истории международных отношений, поскольку речь идёт, действительно, о самом насущном: о мире, о нейтралитете и о доверии. Это как раз то, чего не хватает в современном мире", — отметил Касым-Жомарт Токаев.
Разговор об этом и не только продолжился за закрытыми дверями. Тем временем в "Огузкент" один за другим прибывали остальные гости форума.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прилетел в Ашхабад со своей супругой.
Он, кажется, единственный, кто приехал сюда на чёрном автомобиле. А у его делегации отдельный микроавтобус с костюмами и чемоданами.
Утром в день форума Токаев в компании Эрдогана, Путина, Жапарова, Рахмона, Пезешкиана и остальных лидеров возложит венок к Монументу нейтралитета.
Тем временем в зале форума всё ещё идут последние приготовления. Сотрудники протокола по несколько раз перепроверяют таблички, микрофоны.
Зал форума подчёркнуто нейтрален: одинаковые столы, таблички, вода. Но детали всё равно дают о себе знать. У президента Турции — своя вода.
У делегации из Северной Кореи, например, значки с изображениями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.
А у премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе на столе — книга о традиционной медицине. Выглядит так, будто кто-то из участников форума решил оставить ему сувенир.
Здесь же, в кулуарах, встречаю посла Казахстана в Туркменистане Нурлана Ногаева.
— Как у вас дела в Туркменистане?
— Уже полтора года здесь, — отвечает он. — Часто спрашивают. А я отвечаю: прекрасно. Мы здесь постоянно ощущаем поддержку. Конечно, это во исполнение поручения…
— Нет-нет, давайте обойдемся без официальных формулировок. Максимально по-простому. Как вам в Туркменистане?
— Претензий не имею, — смеётся Ногаев.
— Это мой первый такой долгий выезд за границу, — продолжил Ногаев. — Обычно если и уезжали, то максимум дней на десять. Конечно, поначалу было непривычно. Сейчас уже вникли, вошли в колею.
— Но своих нюансов хватает? Было непривычно видеть везде белые машины, ни одной даже серой.
— У посла Казахстана машина чёрная, — уточняет он.
— А как так получается: у кого-то чёрная, у кого-то белая?
— Нас тоже вежливо просят, чтобы мы поменяли. Мы будем принимать меры соответствующие, — дипломатично ответил посол. — Машину завезли в то время, когда ещё не было этого распоряжения.
— А по Астане не соскучились?
— Думаю, я уже перешёл тот рубеж, где есть понятие "соскучиться". На мне это сильно не отражается. Я в 85-м году как ушёл в армию. С тех пор — то тут, то там.
Чуть позже он напомнит фразу, которая в казахстанской чиновничьей среде давно звучит как мантра:
"Мы солдаты. Куда отправят — туда и идём".
Он даже вспомнит философа Гарифоллу Есима, рассуждавшего о внутренних установках или, как сейчас сказали бы, аффирмациях. Если человек заранее принимает свою роль и должность как правильную для себя, объясняет Ногаев, внутреннего конфликта не возникает.
Пока посол рассказывал мне о внутренних установках, в зале собрались сотни людей из самых разных стран и с таким разным дресс-кодом, что контраст ощущался даже без табличек с названиями государств.
Но одна табличка всё же приковывала внимание больше других — табличка Республики Сан-Томе и Принсипи, островного государства с населением около 200 тысяч человек. И его президент Карлуш Мануэл Вила-Нова тоже был здесь — обсуждать нейтралитет, не оглядываясь на размеры своей страны.
На форуме Токаев начал с обязательного — поздравил Гурбангулы и Сердара Бердымухамедовых с 30-летием постоянного нейтралитета Туркменистана. Но говорил о нём не как о красивом статусе, а как о политическом ресурсе, который уже сыграл роль в стабильности региона и сегодня требует нового прочтения.
От этой темы он довольно быстро перешёл к глобальной безопасности. Казахстанский лидер поддержал инициативу Ашхабада о Международном годе мира и доверия и напомнил: для Астаны это не декларация, а часть внешнеполитической логики. Мир остаётся напряжённым, доверие и международное право размываются, а авторитет ООН снижается. Без её реформы разговоры о безопасности, подчеркнул Президент, рискуют остаться фигурами речи, поэтому Казахстан выступает за обновление организации, расширение Совбеза и усиление роли Генассамблеи.
Токаев дал понять, что ставка на неизбежность глобальной конфронтации, включая ядерную, ведёт в тупик. Отказ от этой логики, по его словам, может открыть путь к более устойчивому миропорядку — на фоне последних контактов между Россией и США в Анкоридже этот сценарий уже не выглядит абстрактным.
В той же логике он поддержал инициативу Туркменистана о создании Университета ООН мира и нейтралитета — как попытку перевести разговор о безопасности из военной риторики в гуманитарную плоскость.
Говоря о других регионах, Токаев напомнил, что присоединение Казахстана к Авраамским соглашениям продиктовано стремлением внести вклад в стабилизацию Ближнего Востока при принципиальной позиции о необходимости создания суверенного Палестинского государства.
Подписание Азербайджаном и Арменией Совместной декларации о мире Президент назвал редким примером того, как дипломатия действительно открывает новые горизонты. В этом же ряду — необходимость продолжать поддержку Афганистана, где Казахстан видит себя региональной площадкой для координации усилий.
Отдельно Токаев напомнил о теме, которую в Астане давно считают своей, — межрелигиозном и межкультурном диалоге. Инициатива "Движение за мир", по его словам, — это прямой призыв отказаться от логики насилия и искать решения с оглядкой на будущие поколения.
Разговор о мире Президент связал с экономикой. На фоне глобального замедления Центральная Азия, отметил он, выглядит исключением. Казахстан продолжает расти и делает ставку на транзит — от Транскаспийского маршрута до единой транспортной системы, связывающей Восток и Запад, Север и Юг. Именно в этом видится один из практических ответов на мировую нестабильность.
Отдельно Токаев затронул тему воды — как вопрос, который для региона становится всё более чувствительным. Он прямо сказал, что дефицит воды для региона уже не абстрактная угроза, а вопрос безопасности. Проблемы трансграничного водопользования, состояние Аральского и Каспийского морей, по его словам, требуют срочных и совместных решений.
Президент напомнил об идее усилить работу Международного фонда спасения Арала и предложил привлечь Россию к этой работе в статусе наблюдателя. Что касается Каспия, Токаев предупредил: при нынешних темпах обмеления процесс может стать необратимым — с экологическими, социальными и даже политическими последствиями. Поэтому Казахстан выступает за разработку отдельной межгосударственной программы по спасению Каспия и призывает поддержать её на международном уровне.
Выступив и получив свою порцию аплодисментов, Токаев направился обратно в отель. Кортеж ехал через выбеленные здания и почти пустые улицы.
Ашхабад выглядел настолько белым, что на секунду казалось: будь у города такая возможность, он бы не остановился на архитектуре — и взялся за небо. Серые облака сверху выглядели единственным элементом, который пока не вписался в общую палитру.
Сразу после форума в "Огузкенте" Касым-Жомарт Токаев встретился с премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе. Разговор прошёл без лишней публичности — на полях, в рабочем формате.
И если ещё недавно Президент выступал по-русски, то здесь он быстро перешёл на английский — уже для двустороннего разговора. Начали легко, с обмена дежурными вопросами о том, как идут дела и надолго ли грузинский премьер задержится в Ашхабаде.
Токаев первым обозначил тон беседы:
— "We attach big importance to developing our cooperation with your country — Georgia" ("Мы придаём большое значение развитию сотрудничества с вашей страной — Грузией").
Официально стороны говорили о надёжном партнёрстве, политическом диалоге и развитии экономических и гуманитарных связей. Отдельно — о потенциале сотрудничества в транспортно-логистической и торгово-экономической сферах. Формулировки знакомые и выверенные.
Деталей самой беседы публике не раскрыли. Но одну деталь скрыть было сложно: рядом с лидерами сидел глава "КазМунайГаза" Асхат Хасенов. Этого, в общем, было достаточно, чтобы понять, какие именно темы в этот момент точно находились в повестке.
Так закончился визит Касым-Жомарта Токаева в Туркменистан — в страну, где нейтралитет давно стал не только внешнеполитическим курсом, но и частью городского пейзажа. Белый Ашхабад на день стал площадкой для разговоров о мире, который давно утратил чёткие цвета. И для Казахстана этот разговор не был новым — ровно в такой логике страна говорит о войнах, доверии и диалоге уже не первый десяток лет.
Президент улетел домой, а "солдат" остался на перроне — помахал рукой и продолжил службу.
Автор: Айсултан Кульшманов
МВД Казахстана призвало водителей воздержаться от поездок в непогоду и строго соблюдать правила дорожного движения, передаёт Tengrinews.kz.
Обращение ведомство опубликовало в своём Telegram-канале в пятницу, 12 декабря.
"Несмотря на неоднократные предупреждения Министерства внутренних дел о неблагоприятных погодных условиях, некоторые водители продолжают выезжать на загородные трассы во время бурана и гололёда", — говорится в сообщении.
В результате на дорогах фиксируются случаи застревания транспортных средств, что создаёт дополнительные риски для участников дорожного движения и требует привлечения усиленных сил полиции для устранения последствий, пояснили в МВД.
Пресс-служба ведомства опубликовала видеокадры, которые демонстрируют работу сотрудников полиции в сложных метеорологических условиях. Они оказывают помощь водителям, обеспечивают сопровождение транспорта, подсыпку противогололёдных материалов и поддержание безопасности дорожного движения.
В МВД подчеркнули, что ограничения и временные перекрытия движения вводятся исключительно для предотвращения ДТП и сохранения жизни и здоровья граждан.
"Требования сотрудников полиции и установленные ограничения являются обязательными для исполнения", — отметили в министерстве.
Водителям рекомендовано "учитывать штормовые предупреждения, воздерживаться от поездок в период неблагоприятных погодных условий и строго соблюдать требования дорожной безопасности".
Ранее сообщалось, что камеры на казахстанских трассах переводят в "зимний" режим: при буране, гололёде и других сложных погодных условиях они автоматически фиксируют сниженную скорость. МВД призвало водителей соблюдать правила, чтобы избежать штрафов.
В Таразе пожилого мужчину подозревают в убийстве пенсионера, трагедия произошла накануне в подъезде одного из жилых домов, передаёт Tengrinews.kz.
Сообщения о произошедшем появились в социальных сетях в пятницу, 12 декабря. Пользователи сообщили, что местные жители обнаружили накануне тело 83-летнего мужчины.
По их данным, возвращаясь из магазина, он встретил подозреваемого и пригласил к себе. В подъезде дома тот достал нож, нанёс несколько ударов и покинул место преступления.
В пресс-службе департамента полиции Жамбылской области нашей редакции прокомментировали случившееся.
"По данному факту начато досудебное расследование по статье "Убийство" Уголовного кодекса", — сообщили в ведомстве.
Сотрудники полиции установили подозреваемого, им оказался 68-летний житель Тараза. Полицейские поместили его в изолятор временного содержания.
"В настоящее время проводятся необходимые процессуальные мероприятия, направленные на полное, объективное и всестороннее расследование дела. Все следственные действия выполняются в строгом соответствии с требованиями законодательства. В рамках расследования будет принято процессуальное решение", — отметили в полиции.
Иные сведения в интересах следствия не разглашаются, добавили в пресс-службе.
Напомним, ранее в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области рассмотрели уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, обвиняемого в убийстве из хулиганских побуждений.
Смертельный инцидент между двумя школьниками произошёл в первый учебный день, 1 сентября. 14-летний мальчик был убит в ходе драки со сверстником.
Казгидромет объявил штормовые предупреждения в нескольких регионах страны на субботу, 13 декабря, передаёт Tengrinews.kz.
Так, в Астане ожидаются снег, низовая метель.
В Акмолинской области — снег, метель. Ветер юго-западный на западе, севере и востоке региона, порывы 15-20 метров в секунду.
На севере, юге и в центре Мангистауской области возможен туман. Ожидается гололёд. Ветер юго-восточный, с переходом на северо-западный, днём на севере и западе региона порывы 15-20 метров в секунду.
Ночью и утром на севере и в центре Кызылординской области также ожидается гололёд. На юге и в центре региона — туман. В Кызылорде временами возможен туман.
На западе, юге и в горных районах Туркестанской области прогнозируется туман. Ветер юго-западный, на севере и в горных районах региона 15-20 метров в секунду.
В Западно-Казахстанской области ожидаются ночью снег, гололёд, метель, днём осадки, гололёд, метель. На западе и севере региона — сильные осадки (дождь, снег). На западе, севере и востоке возможен туман. Ветер северо-западный, днём на западе, севере и юге 15-20, временами порывы 23-28 метров в секунду. В Уральске ночью ожидаются снег, метель, днём осадки, временами сильные (дождь, снег), метель, туман, гололёд. Ветер северо-западный, днём порывы 15-20 метров в секунду.
Ночью на севере, юге и в горных районах Алматинской области возможен гололёд. Ветер юго-восточный на юге, в горных районах порывы 15-20 метров в секунду. В Конаеве — ветер юго-восточный, временами порывы 15-20 метров в секунду.
В Атырауской области ожидаются осадки (снег, дождь), днём на западе и севере региона сильные осадки (снег, дождь), гололёд, днём низовая метель. Ветер юго-западный, с переходом на северо-западный, ночью на западе и юге региона 15-20, днём 15-20, на западе, севере и юге порывы 23-28 метров в секунду. В Атырау — осадки (снег, дождь), гололёд, днём низовая метель. Ветер юго-западный, днём порывы 15-20 метров в секунду.
Ночью на западе, севере и востоке Актюбинской области прогнозируются снег, метель, днём осадки (дождь, снег), метель, гололёд. Ветер южный, юго-западный на западе и севере региона порывы 15-20 метров в секунду. В Актобе — днём осадки (дождь, снег), метель, гололёд. Ветер южный, юго-западный, днём порывы 15-18 метров в секунду.
Ночью и утром в горных районах области Жетысу ожидаются гололёд, туман. Ветер восточный, на востоке региона порывы 15-20 метров в секунду. В районе Алакольских озёр возможен ветер восточный, порывы 23-28, ночью временами 30 метров в секунду и более.
Ночью на западе, севере и в центре области Абай возможны снег, метель. Днём — осадки (дождь, снег), метель, гололёд. Ветер юго-восточный, южный, на севере, юге и в центре региона 15-20, порывы 23-28 метров в секунду. В Семее также ночью снег, днём осадки (дождь, снег), метель и гололёд. Ветер юго-восточный, южный, порывы 15-20 метров в секунду.
Днём на западе, севере и востоке Восточно-Казахстанской области ожидаются снег, метель, гололёд. Ветер юго-восточный, на севере, востоке и в центре региона 15-20, порывы 25 метров в секунду. В Усть-Каменогорске — днём снег, метель, гололёд. Ветер юго-восточный, порывы 15-20 метров в секунду.
Ночью в горных районах Жамбылской области прогнозируются снег, низовая метель, временами будут туман и гололёд. Ветер юго-западный, на юго-западе, северо-востоке и в горных районах 15-20 метров в секунду. В Таразе — временами туман, ночью гололёд.
Ночью на юге Костанайской области ожидаются снег, низовая метель, днём на севере и западе региона небольшой снег, низовая метель. На западе и востоке будет туман.
В области Улытау прогнозируются снег, низовая метель, гололёд. В Жезказгане — снег, низовая метель, гололёд.
Ночью на западе и юге Павлодарской области ожидаются снег, низовая метель, днём на западе, севере и юге региона возможны снег, низовая метель. Ветер юго-западный, днём на западе и юге порывы 15-20 метров в секунду.
В Карагандинской области прогнозируются снег, метель, гололёд. Ветер юго-западный, утром и днём на западе, севере и востоке региона порывы 15-20 метров в секунду. В Караганде — снег, метель, гололёд.
На юге и востоке Северо-Казахстанской области ожидаются снег, низовая метель. Ветер юго-западный, днём на юге и востоке региона порывы 15-20 метров в секунду.
Ранее синоптики Казгидромета представили прогноз погоды на 13, 14 и 15 декабря. Так, антициклон, принёсший морозную погоду без осадков, покидает территорию Казахстана. На смену ему смещается мощный циклон. Подпитываемый влажными воздушными массами, он принесёт осадки в виде дождя и снега, гололёд, метели практически на всю территорию республики.
Астану накроет сильный ветер, а в Алматы вернутся морозы: прогноз на 3 дня